Логистические решения

В 2019 году АО «НК «Қазақстан темiр жолы» планирует увеличить грузооборот на 3,5%. Большая роль в этом отводится привлечению дополнительных объемов перевозок грузов и сотрудничеству с логистическими и экспедиторскими компаниями. В целом по итогам минувшего года, согласно данным Комитета по статистике МНЭ РК, общий объем перевозок транспортной системы Казахстана составил 596 066,6 миллиона тонно-километров, из них по железнодорожному транспорту – 283 117,8 миллиона. Это на 11 миллионов тонно-километров больше, чем в 2017-м. 

При этом погрузка составила 255 миллионов тонн, что на 5,3% выше факта 2017-го. Достигнут и рост погрузки зерна (+36%), продуктов перемола (+3%), угля (+2,6%). Таким образом, АО «НК «ҚТЖ» обеспечивает сегодня более 50% грузооборота транспортной системы Казахстана. При этом даже в самые напряженные периоды перевозок дефицит вагонов отмечался лишь на ограниченном числе локальных участков погрузки. В стране, напомним, зарегистрировано свыше 135 тысяч вагонов разных собственников, из них 39% от общего парка – вагоны собственности АО «Қазтемiртранс».

Приоритетные направления деятельности

Для наращивания интенсивности перевозок модернизируется железнодорожная инфраструктура страны. Так, на сегодняшний день протяженность железных дорог в Казахстане составляет свыше 20 тысяч километров. В 2018 году в рамках инфраструктурной программы развития было обновлено свыше тысячи километров пути, в том числе капитальным ремонтом – 867. Отремонтировано более 4,6 тысячи стрелочных переводов, увеличена скорость движения пассажирских поездов на 585 километров, грузовых – на 381.

Наряду с этим ставится задача повышения эффективности использования подвижного состава, пересмотра технологии работы станций, внедрения электронного обмена данными с сопредельными железнодорожными администрациями. Как сообщил и. о. исполнительного директора по эксплуатационной работе АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Кумисбек Матжанов, в числе приоритетных направлений деятельности – обеспечение производственной безопасности, улучшение условий труда, соблюдение принципа нулевой терпимости к любому роду нарушениям.

Профильные компетенции

 В 2018 году доля участия экспедиторских компаний в общем объеме грузовых перевозок превысила 85%, увеличившись более чем на 3% по сравнению с 2017 годом. В минувшем году с участием экспедиторских компаний по сети АО «НК «ҚТЖ» перевезено более 240 миллионов тонн различных грузов, из них свыше 75 миллионов – в экспортном направлении. Доля перевозок, организованных экспедиторами – членами АНЭК, от общего объема перевозок составляет более 37%. Среди актуальных задач, над которыми логистический блок компании работает сегодня – вопросы финансовых онлайн-расчетов с экспедиторскими компаниями, организация отправки контейнерных поездов из КНР в Центральную Азию, Европу и обратно, внедрение современных технологий, повышающих эффективность работы с партнерами и потребителями транспортных услуг. Так, в рамках автоматизированной системы управления договорной и коммерческой работой – внедрения безбумажной технологии – будет усовершенствован процесс планирования перевозок грузов и утверждения декадных заявок клиента.

Еще одна задача в работе АО «НК «ҚТЖ» – развитие и укрепление отношений в рамках ЕАЭС. Примером такого сотрудничества служит обмен опытом и совместная работа с АО «Первая грузовая компания». Стороны намерены развивать отношения в области организации грузовых железнодорожных перевозок из России в Казахстан и обратно, создавать благоприятные условия для повышения эффективности эксплуатации парка на сети железных дорог Центральной Азии, в том числе за счет повышения уровня маршрутизации.

Транзитные перевозки

Доля перевозок грузов в транзитном сообщении составляет 6% от общего объема. В транзитном сообщении объем перевозок грузов по итогам 2018 года составил 17 559 000 тонн, что больше по отношению к 2017 году на 10% или на 1 557 000 тонн.

Увеличение транзита было обеспечено за счет перевозок железной руды из России в Узбекистан, нефти из России в Узбекистан, зерна из России в Иран и Узбекистан, поливинилхлорида из Китая в Узбекистан, удобрений из России в Туркменистан, Китай, Кыргызстан, черных металлов из России и Китая в страны Центральной Азии, прочих грузов, в частности, машин и оборудования из Китая в Узбекистан и Польшу, из Польши в Китай и из Кореи в Узбекистан, сахара из России и Украины в Узбекистан.

По итогам 2018 года в транзитном сообщении организовано 4 367 контейнерных поездов, что больше по отношению к 2017 году на 54%, или на 1 476 контейнерных поездов.

Кроме того, проведена работа по сохранению положительной динамики пропуска организованных контейнерных поездов в сообщении Китай – Европа – Китай. В 2018 году перевезено 311 000 ДФЭ (рост на 54%).

Планы на будущее

Для увеличения транзитных перевозок в 2019 году планируется обеспечить выполнение мероприятий по увеличению транзитного объема перевозок, транзитных контейнерных перевозок. Будет проводиться работа по привлечению дополнительного грузопотока с автомобильного транспорта на железнодорожный, проведение гибкой тарифной политики для привлечения дополнительных транзитных перевозок грузов с альтернативных маршрутов, обеспечение привлекательных параметров скорости контейнерных поездов и сроков доставки грузов

Усилена работа с грузоотправителями по привлечению дополнительных транзитных грузопотоков угля, железной руды, удобрений, черных металлов, нефтяных грузов, химикатов, по развитию проекта Транскаспийского международного транспортного маршрута, по контейнеризации грузопотока древесины, черных металлов и прочих грузов по маршруту КНР – РФ – КНР.

Асель ШАЙХЫНОВА

Фото Александра ЖАБЧУКА