Локомотив экономического роста

Если программа «Нұрлы жол» по-прежнему считается драйвером роста экономики, то основным катализатором успешной реализации самой этой программы, несомненно, является ее транспортная составляющая.     

Как известно, старт «Нұрлы жол» – самому масштабному и динамичному процессу реализации инфраструктурных проектов в транзитно-транспортной сфере республики – был дан Главой государства в 2015 году. Программа состоит из 13 ключевых направлений, 8 из которых связаны с созданием эффективной транспортно-логистической, индустриальной, туристической, энергетической, жилищной и образовательной инфраструктуры, проектов «Дорожной карты бизнеса-2020». На основе реализации этих проектов наша республика не только усиливает транспортные возможности, но и становится крупным транс­портно-логистическим хабом региона.

За неполных три года реализации программы ее положительный эффект заметно отразился на темпе роста экономики, в том числе в таких ее сегментах как строительство дорог, коммуникации, занятость населения, торговые операции, сфера услуг. Так, например, благодаря деловой активности в рамках программы производство услуг связи и информатизации за этот период увеличилось почти на 2%, торговли – на 2,4.

Как сообщил на днях министр по инвестициям и развитию РК Женис Касымбек, на системной основе ведется работа по увеличению доли казахстанских перевозчиков на рынке экспортных, импортных и транзитных автоперевозок по территории Казахстана. Уже по итогам 2017 года отечественные перевозчики вышли на доминирующую позицию с долей в 52% объема данных перевозок, тогда как план  предусматривает его выполнение   50% в 2020 году.
Но не будем забывать, что успешная реализация программы «Нурлы жол» обусловлена не только положительной динамикой роста экономики последних двух-трех лет. Правительство и до этого целенаправленно и точечно выделяло серьезные средства на развитие транспортно-логистической сферы, памятуя о том, именно дороги являются «кровеносным сосудом экономики». Интенсивное развитие инфраструктуры положительно сказалось на показателях Казахстана в соответствующих международных рейтингах. По данным Жениса Касымбека, с 2011 по 2017 годы позиции республики по показателю «Качество инфраструктуры» в Индексе глобальной конкурентоспособности Всемирного экономического форума улучшилась на 14 пунктов.

Как видим, программа «Нұрлы жол» по-прежнему ос­тается драйвером роста экономики. Она придает импульс ускорения многим секторам, в том числе и транспортно-логистической составляющей. В свою очередь, именно транспортной сфере, а в ней железнодорожной отрасли принадлежит одна из ключевых ролей в успешной реализации самой программы «Нурлы жол». Об этом свидетельствуют данные, которые озвучил в своем выступлении президент АО «НК «ҚТЖ» Канат Алпысбаев в ходе республиканского совещания по вопросам повышения эффективности транспортно-логистической инфраструктуры под председательством первого заместителя премьер-министра РК Аскара Мамина.

Так, по данным национальной компании, в 2017 году в сегменте республиканских перевозок рост объемов увеличился на 11%, доля импортных перевозок выросла на 12%, экспортных – на 9.

В связи с тем, что транзитная составляющая в деятельности АО «НК «ҚТЖ» наиболее стабильная и перспективная, компания намерена извлечь максимальную выгоду от инфраструктуры транзита и экспортных перевозок, в том числе увеличить объемы грузоперевозок через Каспийское море.  При этом ожидается, что в 2018 году за счет расширения международного порта Актау и строительства паромного комплекса Курык казахстанские мощности по перевалке грузов на Каспии увеличатся с 16 до 26 миллионов тонн в год. Также отрасль формирует собственный сухогрузный и паромный флот с оперированием на Каспийском и Черном море, который в ближайшие пять лет планируется довести с 4 до 20 судов. При этом отмечается, что как системному перевозчику компании приходится учитывать потребность рынка по транспортировке грузов через морские порты Черного моря. В связи с этим объединение усилий двух компаний – АО «Астык Транс» и АО «Русагротранс» – позволило осуществлять линейный сервис с прямой перегрузкой зерна в порту Новоросийска. Благодаря этому время обслуживания и простоя вагонов в этом порту было  значительно сокращено.

Безусловно, основным в наращивании транзита и грузооборота продолжает оставаться китайское направление. Согласно данным ҚТЖ, на сегодня пропускная способность логистической и терминальной инфраструктуры на приграничных с Китаем железнодорожных станциях Алтынколь и Достык увеличена до 40 миллионов тонн.

В целом, доля транспортной отрасли в ВВП страны составляет более 8%. По итогам 2017 года экономика Казахстана выросла на 4%, при этом транспортная отрасль стала одним из драйверов с показателем 4,8%.

Аяжан Газизова

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Показать кнопки
Скрыть кнопки