Сокращая расстояния

Железнодорожные пассажирские перевозки во все времена были делом необходимым, но убыточным. Однако благодаря грамотному маркетингу, гибкой ценовой политике акционерное общество «Пассажирские перевозки» выходит на положительный финансовый результат.

Сегодня акционерное общество «Пассажирские перевозки» представляет 14-тысячный коллектив, который обслуживает свыше 120 маршрутов. В их числе 12 международных и 14 скоростных, сформированных из поездов «Тұлпар-Тальго», свыше 60 – пригородных. Ежегодно компания перевозит свыше 20 миллионов пассажиров, и эта цифра из года в год растет.

– За первое полугодие перевезено более 10 миллионов пассажиров. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, это больше на два процента, – рассказывает президент АО «Пассажирские перевозки» Нурдаулет Килыбай. – Из них поездами «Тұлпар-Тальго» – свыше 1 миллиона 200 тысяч пассажиров. Это больше чем в прошлом году на 30 процентов.

Сфера пассажирских перевозок активно развивается. Всего за пять лет компания связала все крупные города страны сетью скоростных пассажирских маршрутов: 14 маршрутов соединили Алматы и Астану с регионами Казахстана. Причем время в пути сокращено почти в два раза. Ранее обычные поезда курсировали более суток, теперь же из Астаны в Алматы можно добраться за 12-13 часов. Данные города соединяют два прямых маршрута и один проходящий – Алматы – Петропавловск.

В этом году на основании договоренности глав двух государств запущен новый маршрут Алматы – Ташкент, который пользуется большим спросом.

На период проведения Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017» запущено дополнительно 14 маршрутов, из них  два международных поезда: Самарканд – Астана-Нұрлы жол и Душанбе – Астана-Нұрлы жол.

 Как мы видим, все они очень популярны, – говорит Нурдаулет Килыбай.

Парк «омолаживается», скорости растут

В осуществлении пассажирских перевозок задействовано более двух тысяч пассажирских вагонов, из них порядка 700 – казахстанского производства «Тұлпар-Тальго». Каждый год их доля увеличивается благодаря реализации долгосрочной программы по линии обновления активов: в первую очередь – пассажирских вагонов.

– Срок службы вагонов нормативно составляет 28 лет, новых – 40. В 2010 году средний возраст вагона составлял 23-24 года (уровень износа – более 80%). На сегодняшний день этот показатель на уровне 16-18 лет, соответственно, уровень износа сокращен до 46-47%. Парк «омолаживается» и обновляется более современными и комфортными для пассажиров вагонами, – отмечает президент АО «Пассажирские перевозки».

Говоря о современных вагонах, нужно сделать акцент на комфортабельных вагонах завода «Тұлпар-Тальго» новой модификации с широким кузовом. Купе, полки, санузлы значительно расширены, добавлены вагоны для сидения пассажиров, предусмотрены более удобные диваны, специализированный багажный вагон для перевозки багажа и излишней ручной клади. Стоит отметить, что при реализации этого проекта учитывались многочисленные пожелания пассажиров. В прошлом году запущены два маршрута с вагонами новой модификации сообщением Астана – Алматы и Алматы – Шымкент.

Приобретение вагонов «Тұлпар-Тальго» позволило не только обновить парк, сделать проезд пассажиров более комфортным, но и реализовать программу скоростного движения. Их конструкционные особенности разрешают выдерживать определенный скоростной режим, что в итоге сокращает время следования.

Из вагонов казахстанского производства до 2022 года планируется сформировать и запустить еще порядка 8 маршрутов.

Комфортно – не всегда дорого

Грамотная ценовая политика – первый шаг к повышению востребованности услуг. Руководство АО «Пассажирские перевозки» это понимает и работает над разработкой и внедрением гибкой системы скидок. Для компании это  увеличение пассажиропотока, а следовательно, и выручки, для пассажира – комфортный проезд за сравнительно небольшие деньги. При этом упор делается на доступности проезда для социально незащищенных слоев населения. Согласно внедренной льготной программе, студенты, инвалиды и пенсионеры могут рассчитывать на скидку при приобретении билетов от 30 до 50%. 30-процентная скидка предусмотрена и для многодетных матерей, имеющих подвески «Күміс алқа» и «Алтын алқа».

– Эта скидка действует независимо от даты приобретения билета, – подчеркивает Нурдаулет Килыбай. – Кроме того, с 2015 года действует динамическая система тарифов, то есть, чем раньше покупаешь билет, тем дешевле он обходится. Например, проезд по маршруту Астана – Актобе на поезде «Тұлпар-Тальго» составляет 14 тысяч тенге. Если заранее приобрести билет при наличии карты пенсионера, то стоимость проезда составит порядка 6 тысяч тенге. То есть цена будет сопоставима со стоимостью билета в плацкартном вагоне обычного поезда. Но здесь можно с комфортом и быстрее доехать.

Если в 2015 году заполняемость вагонов «Тұлпар-Тальго» составляла всего 50%, то в 2016-м – уже 75-80. В этом году в летний период этот показатель превышает 90%, а в отдельные дни – 95-97. Цифры уверенно доказывают, что гибкая ценовая политика позволяет привлечь пассажиров, которые заранее планируют свою поездку.

– Чтобы цены на международные маршруты были доступными, мы со всеми соседями проводим единую ценовую политику: последние два-три года, учитывая колебания национальных валют, применяем скидки до 40-50%, снижаем цену, чтобы обеспечить доступность проезда для жителей Казахстана, – делится президент АО «Пассажирские перевозки».

В ногу со временем

В 2015 году в АО «Пассажирские перевозки» внедрена система электронного билетирования. Многие пассажиры уже и не вспоминают, что всего пару лет назад, чтобы приобрести билет на поезд, нужно было ехать на вокзал или обращаться в частные железнодорожные кассы. Сейчас свыше 10 Интернет-порталов предоставляют услуги по продаже электронных билетов, есть мобильные приложения, позволяющие купить проездной документ в считанные минуты.

– Из года в год процент продаж электронных билетов растет. В прошлом году более четырех миллионов человек купили билеты через Интернет. Это порядка 20% от общего количества пассажиров, – отмечает Нурдаулет Килыбай. – С 2015 года мы постепенно уходим от дорогостоящих бланков проездных документов. Сегодня порядка 80-90% билетов оформляется в электронно-цифровой форме посредством Интернет-ресурсов, мобильных приложений, терминалов самообслуживания. Не нужны бланки, достаточно подойти к поезду, предъявить проводнику удостоверение личности и распечатанный на обычной бумаге электронный билет.

Стоит отметить, что билет на поезд можно купить и в почтовых отделениях отдаленных населенных пунктов. Кроме того, в 2016 году реализована возможность приобретения проездных документов на поезд через сеть авиационных касс «Амадеус».

Сервис: обратная связь

Показатель эффективности работы компании – довольный клиент. У АО «Пассажирские перевозки» таковых все больше. И неудивительно. Компания вкладывает много средств и усилий в развитие сервиса. Это не только внимательный высококвалифицированный персонал, ответственно подходящий к решению вопросов каждого пассажира, но и определенный перечень услуг, позволяющий грамотно и с пользой провести время в дороге.

– В фирменных и поездах «Тұлпар-Тальго» внедрены мультимедийные услуги, – рассказывает президент компании. – После регистрации через телефон или планшет можно получать новости, музыку, фильмы, расписание движения поездов, оставлять отзывы и пожелания. Сейчас эта услуга доступна в 17 поездах, но до 2018 года планируется охватить все.

Кроме того, в рамках пилотного проекта в поезде с широким кузовом запустили Wi-Fi: можно в пути приобрести скретч-карту для доступа в Интернет и пользоваться социальными сетями, проверять почту и т.д. В настоящее время данная услуга доступна в 4 составах – сообщением Алматы – Петропавловск и Астана – Алматы.

 

Любую справочную информацию, касающуюся пассажирских перевозок, казахстанцы и гости страны могут получить по номеру «105».

 

– Буквально в мае была внедрена единая система рассылки. Если пассажир при покупке билетов оставил свои контактные данные, то при ЧС, задержке поездов его обязательно проинформируют посредством СМС. Также он сможет получать новости, данные о проводимых акциях, скидках, – говорит Нурдаулет Килыбай.

Налажена и обратная связь с пассажирами. Их просьбы и пожелания, вопросы и предложения поступают в Call-центр, откуда оперативно перенаправляются в заинтересованные службы.

Лицо компании

Проводники – люди, олицетворяющие железнодорожные пассажирские перевозки. И от того, насколько грамотно они исполняют свои обязанности, зависит не только атмосфера поездки, но и формируется общее впечатление пассажиров о компании-перевозчике.

– Компанией проводится большая работа по обучению сервисного персонала. В настоящее время мы перенимаем опыт компании «Air Astana»: привлекаем международных консультантов, преподавателей, тренеров, которые с учетом оценки уровня наших работников обучают проводников, начальников поездов и билетных кассиров навыкам сервиса, этике, эстетике, решению конфликтных ситуаций. Это дело не одного дня. В планах – проводить обучение на постоянной основе, – подчеркивает президент АО «Пассажирские перевозки».

Он также отмечает, что компания наладила тесное взаимодействие с профильными учебными заведениями и готовит кадры из числа студентов. Так, на летний период на стажировку в качестве проводников приняли около 300 учащихся колледжей.

Приоритеты

– Чтобы наша компания была финансово устойчивой и могла обеспечить свои обязательства по организации перевозок, расходы непроизводственного характера максимально оптимизируются и сокращаются, – говорит Нурдаулет Килыбай. – При этом АО «Пассажирские перевозки» продолжит делать упор на реализацию программ по обновлению парка, запуску скоростных маршрутов, повышению уровня клиентоориентированности и, самое главное – обеспечению безопасности перевозок.

Дина МУЗДУБАЕВА

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Показать кнопки
Скрыть кнопки