Даем стране угля

Одним из социально значимых грузов является уголь, и своевременное обеспечение твердым топливом предприятий жилищно-коммунального хозяйства находится на особом контроле у руководства магистрали.

Во время недавнего расширенного совещания под председательством президента АО «НК «Қазақстан темір жолы» Каната Алпысбаева по вопросам обеспечения  перевозок  угля на предстоящий отопительный сезон состоялся активный диалог между его участниками: грузоотправителями, представителями министерств, государственных органов, акиматов областей и городов, экспедиторами, представителями энергетического сектора.

В обсуждении по обеспечению перевозок в период август-декабрь нынешнего года Канат Алпысбаев особенно выделил значимость внутреннего рынка как самого приоритетного и стратегически важного.

– АО «НК «ҚТЖ» выполняет свои задачи по транспортировке топливных грузов в полном объеме. Перевозки угля растут по всем направлениям, наблюдается устойчивый рост экспорта. При этом необходимо помнить, что в первую очередь необходимо обеспечить наличие вагонов для обеспечения внутриреспубликанских перевозок угля бюджетным организациям страны. Их подготовка к отопительному сезону 2017-2018 годов находится на особом контроле исполнительных органов местного и республиканского значения, – сказал он.

Также по словам Каната Алпысбаева, необходимо решить проблему того, что 70% предприятий – потребителей угля не имеют прямых договоров с АО «KTZ Express», что негативно влияет на планирование потребного парка полувагонов и не гарантируют стопроцентного обеспечения перевозок.

В свою очередь, президент АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Оралхан Кулаков отмечает, что за семь месяцев текущего года по сети железных дорог Казахстана погружено свыше  56 млн тонн угля, что на 16% больше по сравнению с аналогичным периодом 2016 года, в том числе 18 млн тонн – на экспорт, 38 – во внутриреспубликанском сообщении.

В частности, он подчеркивает содействие акиматов ВКО и СКО, которыми была проведена работа по перераспределению бюджетных средства с четвертого на 2-3 кварталы 2017 года для своевременного накопления запасов угля, что повлияло на снижение показателя неравномерности перевозок в весенне-летний период. Обеспечение ритмичных перевозок угля для своевременной подготовки к предстоящей зиме на сегодня – одна из актуальных задач железнодорожников. Успешное ее решение зависит от объединения усилий всех участников транспортного рынка, отправителей и получателей грузов.

Также, по его словам, увеличение объемов перевозок на 16% достигнуто за счет улучшения эксплуатационных показателей использования подвижного состава: снижения показателя неравномерности перевозки и улучшения оборота вагона в среднем на 21%.

Кроме того, в целях недопущения ситуации отопительного сезона 2016-2017 года, когда наблюдался значительный спад перевозок в весенне-летний период, были выработаны совместные меры по снижению показателя сезонности перевозок, вследствие которых в июне 2017 года объем перевозок угля составил 6,8 млн тонн, что на 2 млн тонн выше, чем в июне 2016 года.

Вместе с тем, доля участия вагонов АО «KTZ Express» в перевозках выросла на 5% и составила 42%, в то время как в предыдущие годы компания традиционно занимала долю 35-37%. Увеличение показателей рыночного присутствия достигнуто за счет сокращения оборота полувагона АО «KTZ Express» во внутриреспубликанском сообщении по отношению к 2016 году на 21% (2016г. – 8,4 суток, 2017 год – 7,1 суток).

Наиболее востребованными при перевозках твердого топлива являются полувагоны. Общий парк этого подвижного состава АО «НК «ҚТЖ» обеспечивает до  40% погрузки. Большое количество полувагонов имеется у частных операторов. Следует отметить, что уголь – один из самых дешевых видов грузов и он не покрывает всех затрат на перевозку грузов по магистрали. И в данной ситуации национальная компания «Қазақстан темір жолы» заинтересована в договорах, имеющих долгосрочный характер.

Текущие заявки грузоотправителей Казахстана подтверждают сохранение позитивной тенденции роста внутриреспубликанских и экспортных перевозок в период август-декабрь 2017 года.

Все грузоотправители, в том числе исполнительный директор ТОО «Богатырь Аксес комир» Кайрат Ргайбек, прежде всего благодарят руководство  ҚТЖ за понимание и содействие в работе.

– В текущем году по инициативе руководства АО «НК «Қазақстан темір жолы»  ТОО «Богатырь Комир» согласовало с энергосистемами РК смещение поставок угля с четвертого квартала на летний период. Кроме того, акиматами областей организован закуп угля в более ранние сроки, начиная с июня. В ходе проведенной работы с потребителями с осенне-зимнего периода на весенне-летний период смещено порядка 600  тысяч тонн, – заметил Кайрат Ргайбек.

ТОО «Богатырь Аксес комир» за семь месяцев текущего года отгружено 21,6 млн тонн, что выше уровня прошлого года на 4 млн тонн (+23%). Ожидаемый объем продаж до конца 2017 года – 41 млн тонн. Таким образом, по отношению к 2016 году рост составляет 6 млн тонн, или +17%, в том числе потребителям Казахстана –  +5,4 млн тонн (+20,7%), потребителям Российской Федерации –  +0,6 млн. тонн (+6,7%).

В вопросе обеспечения бюджетных организаций картина выглядит следующим образом. За семь месяцев нынешнего года бюджетным организациям Казахстана отгружено 0,6 млн тонн угля. В июле план погрузки бюджетным организациям выполнен полностью. В сентябре планируется завершение поставки угля бюджетным организациям Северо-Казахстанской области.

Между тем, с сентября до конца нынешнего года ТОО «Богатырь Комир» планирует отгружать по 30 маршрутов ежесуточно (или до 4 млн тонн ежемесячно). При этом погрузка потребителям РК планируется в количестве 24 маршрута в сутки (до 3,2 млн тонн ежемесячно), в том числе вагонами ҚТТ – 12 маршрутов в сутки (до 1,6 млн тонн ежемесячно).

В свою очередь, главный эксперт Управления железнодорожного транспорта комитета транспорта Министерства по инвестициям и развитию РК Ардак Садыкова призывает грузоотправителей работать на основе долгосрочных договоров, что позволит АО «НК «ҚТЖ»  видеть перспективу, четко планировать свою работу и делать инвестиции в свою внутреннюю инфраструктуру. Также она просит участников рынка задуматься, прежде всего, о приобретении своего вагонного парка, что будет содействовать устранению сезонного дефицита в вагонах.

По мнению эксперта, только в результате скоординированной работы между АО «НК «ҚТЖ», грузоотправителями, при содействии Министерства по инвестициям и развитию РК, Министерства энергетики РК, АО «Самрук Энерго», акиматов областей удалось улучшить показатели перевозок в 2017 году по отношению к 2016-му.

Кроме того, по оценке экспертов, на едином экономическом пространстве ставки на использование подвижного состава сохранят тенденции роста в ближайшие 2-3 года. Между тем, тариф на вагоны АО «KTZ Express» ниже рыночных ставок, и компания постепенно переходит на систему биржевых продаж.  С 1 января 2018 года она планирует полностью  перейти на электронные продажи, что тоже оказывает благоприятное влияние в решении проблемы обеспечения полувагонами участников рынка.

Как считает директор ТОО «Топтранс Акмола» Берик Ешхатов, грузоотправители намерены и в дальнейшем работать с учетом рекомендаций АО «НК «ҚТЖ» по распределению перевозок в весенне-летний период, и уже видят определенные улучшения в достижении высоких результатов благодаря слаженной и конструктивной работе.

Асель ШАЙХЫНОВА

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Показать кнопки
Скрыть кнопки