Каспийский фидер: первое фидерное судно запустили из порта Актау в Баку

Из морского порта Актау 16 апреля осуществлен запуск первого казахстанского фидерного судна «Туркестан» с контейнерами в азербайджанский порт Алят.

Новая контейнерная линия по Транскаспийскому маршруту будет действовать по расписанию на регулярной основе. Фидерное сообщение ориентировано на повышение объемов контейнерных перевозок. Оно даст мультипликативный эффект динамичному развитию и повышению клиентского сервиса при транспортировке казахстанских грузов, а также транзите из Китая в страны Кавказа и Турции.

В торжественной церемонии отправки первого фидера приняли участие аким Мангистауской области Ералы Тугжанов, председатель правления АО «Самрук-Қазына» Ахметжан Есимов, председатель правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Сауат Мынбаев, председатель правления АО «НК «КазМунайГаз» Алик Айдарбаев, руководители транспортно-логистических компаний и грузоотправители, использующие сервис на Транскаспийском маршруте.

По оценке Сауата Мынбаева, проект является важным и выгодным как для Казахстана, так и ближайших соседей. Он отметил, что Қазақстан темір жолы активно проводит работу по развитию трансконтинентальных перевозок между Европой и Азией. В настоящее время реализуется стратегическая идея по становлению Казахстана как евразийского транспортно-логистического и делового хаба. Транскаспийский маршрут является важным звеном евразийских транспортных артерий в регионе и дополняет систему транзитных коридоров Казахстана. В условиях высокой конкуренции применяются меры по формированию сервиса линейных морских перевозок для контейнерных перевозок, расширению продаж в Китае, Турции, Южной Европе и контейнеризации экспортной и транзитной логистики с вовлечением в цепочку транспортных и терминальных активов на Каспии.

Сегодня такая политика нацкомпании дает положительные результаты. До конца текущего года ҚТЖ планирует увеличить объем перевозок грузов по Транскаспийскому маршруту до 5 тысяч ДФЭ, а в 2020 году – до 40 тысяч. – Фидерные суда – выгодный проект для всех. Созданы условия, чтобы грузы, которые формируются в порту Ляньюньгана, могли доставляться за 16-18 суток. Объем перевозимых грузов будет расти. Мировая экономика идет по пути все большей контейнеризации. Комплексные меры по развитию Каспийского узла на сегодня стимулируют контейнеризацию грузопотоков. Только за первый квартал этого года мы увеличили контейнерный транзит через Казахстан на 54%. Эта тенденция будет продолжаться, – уверен глава ҚТЖ.

К реализации фидерной линии Актау – Баку привлечены казахстанские сухогрузы – два пятитысячника и два семитысячника. Запуск линии несет ключевое технологическое и сервисное решение, позволяет эффективно использовать подвижной состав и увеличить оборот транспортного оборудования, а также послужит катализатором к привлечению дополнительных объемов грузов, уверены специалисты.

Председатель правления АО «KTZ Express» Дмитрий Абдуллаев рассказал, что в рамках проекта клиентам будет предложен предсказуемый и прозрачный сервис по срокам доставки грузов.

– Мы начинаем применять технологию регулярных фидерных перевозок, выстраиваем расписание и гарантируем сроки доставки нашим клиентам. Данная технология уже поддержана нашими экспортерами и морскими линиями мировых контейнерных операторов – MSC, COSCO и другими. Это значит, что порты Казахстана будут интегрированы в мировые логистические цепочки продаж лидеров контейнерного бизнеса, – отметил он. При этом уже составлено расписание с восточных границ Казахстана. От станций Достык и Алтынколь до Актау поезда будут преодолевать расстояние за 2,3 суток. Из Актау до Баку в среднем уйдет двое суток. В итоге арифметика проста – из провинций Китая до Баку маршрут займет гораздо меньше времени, чем прежде. Такой график позволяет достаточно прозрачно планировать отправки. При фидерных перевозках будут использоваться суда вместимостью 225 ДФЭ, что обеспечит погрузку грузов двух полносоставных контейнерных поездов в одно судно. Отправки товаров народного потребления будут осуществляться из нескольких точек в Китае – Ляньюньган, Сиань, Чунцин и Чэнду.

– Интерес к данному сервису проявляют и казахстанские компании в части экспорта зерновых культур – пшеницы, ячменя. Потенциальные объемы перевозки достаточно большие. Мы будем их наращивать. Все 4 судна, которые будут ходить в этом направлении, мы заполним достаточно быстро. Для обратного направления из Турции через Азербайджан администрации железных дорог Грузии и Казахстана снизили железнодорожные тарифные условия в два раза, это дает возможность импорту из Турции и Азербайджана прибывать в Казахстан либо транзитом в обратном направлении, – рассказал руководитель KTZ Express.

Председатель правления Актауского морского порта Абай Турикпенбаев уверен, что задача по реализации этого проекта на данном этапе не требует совершенствования инфраструктуры морпорта, но в дальнейшем будет необходимо дополнительное техническое оснащение.

– В этом году наша задача – перевезти туда и обратно 40800 контейнеров. В последующем увеличить до 122 тысяч в год. Наша цель к 2023 году – 300 тысяч контейнеров в год. Для этого будет задействован также Актауский морской северный терминал. Наши мощности позволяют перевалить такой объем. Не понадобится новых причалов, имеющиеся будут использоваться более эффективно. В последующем при увеличении потока в плане заложена покупка ричстакеров, кранов, другой специализированной техники. За счет этого будет достигаться скорость перевалки и выгрузки контейнеров, – считает глава морской гавани. При этом не останется без работы и новый порт Курык. Паромная переправа будет нацелена в основном на перевалку насыпных, генеральных грузов. Участники торжественного мероприятия в порту Актау пожелали сухогрузу «Туркестан» семь футов под килем. В его трюмы, оборудованные под контейнерные перевозки, загрузили 20-футовые контейнеры с экспортным казахстанским зерном и бобовыми культурами, а также 45-футовые с товарами народного потребления из Китая. Капитан Игорь Фомин, который ходит на «Туркестане» в водах Каспия с 2014 года, уверен в надежности своего судна. Недавно оно прошло плановый доковый ремонт. Уже в ближайшее время необходимо будет сделать маршрут узнаваемым. Во всех мировых расписаниях у логистических компаний он будет привлекать все больше грузов, потому что будет четкое понимание сроков и маршрута доставки, его выгодности для всех участников перевозочного процесса. Также руководители АО «НК «Қазақстан темір жолы» и АО «НК «КазМунайГаз» подписали генеральное соглашение на перевозку сухих грузов.

Ирина БЕКТИЯРОВА

Заказ и бронирование Ж/Д билетов

партнеры