Легендарной стройке Турксиба без десяти 100 лет

Асель Шайхынова

Асель Шайхынова

Международная онлайн-конференция, организованная в прямом эфире АО «НК
«ҚТЖ» и посвященная 90-летнему юбилею легендарного Турксиба, собрала 10 декабря 2020 года участников и зрителей из разных уголков мира. В мероприятии  приняли участие руководство АО «НК «ҚТЖ» и железнодорожных администраций  стран-партнеров, представители отраслевых ассоциаций, научно-исследовательских институтов транспорта, ветераны отрасли.
2020 год на железной дороге Казахстана проходит под лозунгом «Турксибу-90», с акцентом на высокую значимость Туркестано-Сибирской магистрали в развитии независимого Казахстана и железнодорожной отрасли.
В преддверии Дня независимости Республики Казахстан в ходе конференции подвели итоги мероприятий, посвященных этой дате, которые проведены в течение текущего года. Отдельно отмечена роль и значение Турксиба, начиная с истории его героического строительства и заканчивая настоящим и будущим в части эксплуатации, модернизации  и перспектив развития. 
– Прошло уже 90 лет, но Турксиб и сегодня продолжает успешно работать на экономику не только Казахстана, но и всех республик Центральной Азии, соединяя их в единый Шелковый путь – от Китая, через Россию,
Центральную Азию, страны Ближнего Востока, и до Европы, – отметил министр индустрии  и инфраструктурного развития РК Бейбут  Атамкулов в видео-обращении к участникам конференции. 
Высокую значимость Туркестано-Сибирской магистрали в развитии экономики независимого Казахстана отметил председатель правления АО «НК «ҚТЖ» Сауат Мынбаев.
– Мы все помним, что Турксиб – великая стройка ХХ века, ставшая важной вехой в истории становления стальной магистрали Казахстана. Так, новая история стальной магистрали стала достойным продолжением
Турксиба. За годы независимости в Казахстане построены новые железные дороги протяженностью 2,5 тысячи километров.
Они обеспечили не только внутренние коммуникации между регионами, но и увеличили экспортный и транзитный потенциал Казахстана, – подчеркнул он.
Во время выступления спикер также отметил, что у истоков рождения Турксиба стояла целая плеяда талантливых организаторов и ру-ководителей железнодорожного транспорта. 
Символично дал старт официальной части конференции ударом в колокол первый заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» Канат Альмагамбетов.  
– Именно Туксиб сформировал класс строителей и железнодорожников из национальных кадров. Среди турксибовцев десять Героев Советского Союза, одиннадцать Героев Социалистического Труда, три полных кавалера Ордена Славы, тысячи награжденных орденами и медалями. Имена Турара Рыскулова, Мухамеджана Тынышпаева, Ахмеджана Маженова и многих других «золотыми» буквами вписаны  в летопись строительства легендарной железной дороги, – отметил в своем выступлении  Канат Альмагамбетов. 
В свою очередь заслуженный ветеран железнодорожной отрасли Калтай Самбетов назвал Турксиб «рекордом, достойным Книги Гиннесса». Он рассказал о строительстве Турксиба  и людях, его строивших, внесших большую  лепту в историю не только Казахстана, но и  других стран бывшего Советского Союза.
– Сегодня кажется невероятным, что тогда люди почти вручную сумели в кратчайший срок построить легендарный Турксиб. Это более 1,4 тысячи километров рельсовой колеи через безводные степи и пустынные пески, горные реки и скалистые хребты. Сейчас молодому поколению нужно знать историю Турксиба, знать о подвиге его создателей. Славные традиции строителей Турксиба должны быть продолжены современной 
молодежью, – отметил он.
Тогда тысячи людей, пришедших на строительство дороги, обучились грамоте, приобрели технические специальности путейцев, машинистов, механиков, связистов. Многие в итоге стали родоначальниками целых династий железнодорожников. 
В разные годы о Турксибе было снято и сложено немало фильмов, стихотворений, но и в наше время есть неравнодушные люди, для которых эта дорога не просто слова, а частичка их собственной жизни. Сотрудники Алматинского отделения грузовых перевозок при поддержке известного акына сочинили стихи о Турксибе, положили их на музыку, и данная видеозапись также стала украшением международной конференции. 
Кроме того, в честь празднования 90-летия легендарной стройки АО «НК «Қазақстан темір жолы» выпустило нагрудный знак «ТҮРКСІБ 90». 
Им награждены порядка 1 000 человек, в числе которых ветераны и специалисты железнодорожной отрасли Казахстана, внесшие особый вклад в развитие железной дороги Казахстана. 
– Несмотря на пандемию, железнодорожники достойно отметили юбилей насыщенной программой мероприятий. Были проведены виртуальная выставка с использованием уникальных архивных фотографий «Что такое Турксиб?», конкурс детских рисунков «Турксиб глазами детей», фотоконкурсы, интеллектуальные викторины, спортивные мероприятия и другое. Знаковым событием юбилейного года стало переименование станции 
Луговая в Турксиб. Выпущена марка, посвященная Турксибу, – говорит главный инженер АО «НК «ҚТЖ» Батыр Котырев. 
Как оказалось, славную историю Турксиба знают многие. Так, участники и зрители приняли активное участие в праздничной викторине, которая состоялась во время конференции и касалась именно истории строительства великой магистрали.
Отмечено во время конференции и то, что на протяжении многих десятилетий неразрывная связь объединяет железнодорожников стран постсоветского пространства. И одним из главных звеньев этой цепи стал Турксиб. Это подчеркнул в своем выступлении президент некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» Российской Федерации Валентин Гапанович.
– Это поистине общий праздник для всех. Ведь вся страна оказывала Турксибу помощь в строительстве. Из Москвы, Ленинграда, Харькова и других промышленных центров СССР на стройку ехали квалифицированные рабочие: бетонщики, арматурщики, связисты, укладчики.
Сюда была направлена большая группа опытных инженеров и техников. Железная дорога – это живой организм, который постоянно развивается. Турксиб – не исключение. Надеюсь, что 100-летие Турксиба мы отметим офлайн, и к этому времени увидим дальнейшее его преображение, – сказал заслуженный ветеран железнодорожной отрасли, прошедший путь от дежурного по парку станции Павлодар-Южный до министра транспорта Республики Казахстан, заместитель председателя объединения юридических лиц «Союз транспортных и логистических организаций и ассоциаций«KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко.
В свою очередь, главный инженер АО «НК «ҚТЖ» Батыр Котырев отметил немалую роль в деле сохранения прошлого как источника гордости, которая незримо несет нас сквозь время, изучении истории отечественных железных дорог, лучших традиций железнодорожников на основе принципа преемственности поколений –
отраслевые музеи.
Об одном из них, расположенном в центральном аппарате компании, рассказала менеджер департамента технической политики и регулирования АО «НК «ҚТЖ» Гульнар Дабыскызы.
– В настоящее время в музеях станций Жамбыл, Алматы, Семей хранятся немые свидетели эпохи строительства Турксиба – уникальные экспонаты и артефакты, бережно собранные работниками
музеев, – поведала она во время онлайн-экскурсии по музею.
Участники конференции также отметили, что Турксиб – это не просто стальная магистраль.
Это полноценное становление на территории Казахстана новой железнодорожной отрасли – базовой основы развития экономики и промышленной мощи республики. Эту мысль в своем флешмобе донес и коллектив железнодорожного вокзального комплекса «Астана – Нұрлы жол».
– Мы гордимся своей историей, своими предками. Турксиб стал для всех тем кирпичиком славной истории нашей страны, который вызывает чувство гордости и желание внести личный вклад в историю железной дороги независимого Казахстана, – говорят молодые представители железнодорожной отрасли, работники вокзального комплекса.

тут была подписка

Заказ и бронирование Ж/Д билетов

партнеры