ҚТЖ снизило долю обязательств в «твердой» валюте до 35%

Асель Шайхынова

Асель Шайхынова

АО «Национальная компания «Қазақстан темір жолы» снизило долю обязательств в «твердой» валюте с 57% до 35% от общего размера долгового портфеля.

АО «НК «ҚТЖ» проводит последовательную работу по снижению долговых обязательств. В 2019 году изменились подходы в управлении долгом и проведен ряд мероприятий, направленных на оптимизацию долговой нагрузки и повышение финансовой устойчивости. 

Совместно с Правительством Казахстана и фондом «Самрук-Қазына» выработаны конкретные меры финансового оздоровления ҚТЖ, в том числе по снижению доли долга в «твердой» валюте. В результате в 2019 году досрочно полностью погашены еврооблигации на сумму 780 миллионов долларов, в 2020 году досрочно частично погашены еврооблигации на сумму 217 миллионов долларов. Снижение валютных обязательств в кредитном портфеле уменьшает риски, связанные с колебанием курса тенге в будущем. 

Напомним, ранее председатель правления АО «НК «ҚТЖ» Сауат Мынбаев отмечал, что долг ҚТЖ на 57% представлен «твердыми» валютами. Но 80% от общих денежных поступлений ҚТЖ формируется в тенге, и только 20% доходов от транзита – в швейцарских франках. 

Ослабление национальной валюты за последние годы усугубило ситуацию. 

Компания из-за большого размера долга оказалась в «красной зоне» кредитного риска. Также негативное влияние оказала активная инвестиционная деятельность. АО «НК «ҚТЖ» привлекало значительные объемы кредитных средств для реализации крупных проектов. Одновременно с этим компания вкладывала собственные средства в социальные проекты, прямо не связанные с деятельностью железной дороги. 

– АО «НК «ҚТЖ» продолжит работу по оптимизации долгового портфеля. В рамках реализации Плана развития на 2021-2025 годы запланировано погашение обязательств за счет собственных средств на сумму более 500 миллиардов тенге и к рефинансированию на сумму более 200 миллиардов тенге. Будет реализован ряд мероприятий по снижению гарантируемой части долга дочерних компаний, а также деконсолидации долга компаний, планируемых к передаче в конкурентную среду, – отметил заместитель председателя правления АО «НК «ҚТЖ» по финансам Даир Кушеров. 

По его словам, продолжается работа по повышению эффективности операционной деятельности, увеличению доходности и сокращению затрат. Все это позволит национальной железнодорожной компании к 2024 году перейти в «зеленую» зону кредитного риска.