Казахстанский флот получит доступ в открытое море

Любовь Негембелева

Любовь Негембелева

Казахстанский флот получит доступ в открытое море после вступления в силу Соглашения о судоходстве. Документ также позволит увеличить транзитный потенциал портов Актау и Курык на Транскаспийском международном транспортном маршруте, а объемы речных перевозок довести до 1,5 миллиона тонн уже к 2025 году.

В минувший вторник, 17 ноября, Президент РК Касым-Жомарт Токаев подписал Закон РК «О ратификации Соглашения о судоходстве». 

Напомним, ратифицированное Соглашение о судоходстве, направленное на развитие и укрепление сотрудничества в сфере водного транспорта, было подписано в рамках заседания Евразийского межправительственного совета 1 февраля 2019 года в Алматы. 

Положения Соглашения позволяют упростить разрешительный порядок транзитного прохода судов по внутренним водным путям стран Евразийского экономического союза. 

Стоит отметить, что сегодня из всех стран – участниц соглашения только Российская Федерация имеет внутренние водные пути, по которым возможно транзитное плавание судов. 

Генеральный директор Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Ерлан Абсатов подчеркнул, что для Казахстана документ имеет стратегическое значение – благодаря ему казахстанский флот получит доступ в открытое море. В настоящее время грузы из портов на Черном море доставляются до казахстанских портов транзитом по Волго-Донскому судоходному каналу. 

– Со вступлением в силу Соглашения повысится транзитный потенциал портов Актау и Курык по Транскаспийскому международному транспортному маршруту, – уверен Ерлан Абсатов. – Закон позволит в ближайшее время увеличить объем перевозимых грузов по внутренним водным путям России до портов Черного и Средиземного морей, тем самым будет способствовать дальнейшему развитию экономики Казахстана. 

Срок рассмотрения заявки на транзитный проход сократится с 3-6 месяцев до 10 дней, выдачу разрешения будут осуществлять уполномоченные органы. Сейчас разрешение на транзитный проход выдается Правительством РФ.

Поскольку только казахстанские компании будут иметь возможность упрощенного порядка прохода по внутренним водным путям России, теперь прикаспийские страны, не являющиеся членами ЕАЭС, будут заинтересованы в задействовании казахстанских перевозчиков для доставки грузов из портов на Каспии до портов на Черном море.

Также казахстанские суда получат возможность осуществлять проход по рекам Иртыш и Обь вплоть до залива Обская губа в Карском море. К 2025 году прогнозируется довести объемы речных перевозок до 1,5 миллиона тонн. Для сравнения, в текущем году объем перевозок по внутренним водным путям страны составил 879 тысяч тонн.

Для реализации Соглашения о судоходстве в рамках ЕАЭС также согласовывается международный межведомственный договор, определяющий требования к минимальному составу экипажей судов, который должен быть заключен компетентными органами государств – членов ЕАЭС.

Соглашение о судоходстве вступит в силу по истечении 30 календарных дней с даты получения депозитарием по дипломатическим каналам последнего письменного уведомления о выполнении странами, входящими в ЕАЭС, всех необходимых внутригосударственных процедур.