Разработку программы контейнеризации обсудили в Казахстане

Любовь Негембелева

Любовь Негембелева

На площадке Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» состоялось первое заседание рабочей группы по разработке программы контейнеризации. Вопросов накопилось немало, поэтому встреча стала эффективным инструментом для обмена мнениями.

В мероприятии приняли участие представители транспортных компаний, НПП «Атамекен», Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов, АО «НК «Актауский морской порт», Казахстанского центра индустрии и экспорта QazIndustry и другие. 

Основными темами обсуждения стали план мероприятий по реализации программы контейнеризации в Казахстане, принятие документа, регулирующего мультимодальные перевозки, а также контейнерные перевозки автомобильным транспортом. 

Напомним, разработка программы контейнеризации ведется в рамках подкомитета по транспортной логистике Комитета логистики и перевозок президиума НПП «Атамекен». 

– При реализации программы необходимо исходить из потребностей клиентов по приоритетным направлениям, которые имеются, и тем, что могут возникнуть. Создать реестр основных перевозчиков, которые могут обеспечить точки роста, синхронизировать международные маршруты, подключить казахстанские грузы к транзитным потокам, – отметил председатель подкомитета по транспортной логистике НПП «Атамекен» Ерхат Искалиев. 

Участники заседания высказались за необходимость вынесения на рассмотрение Министерства индустрии и инфраструктурного развития РК вопроса по субсидированию, возмещению затрат экспортно-импортных грузов при контейнерных перевозках. 

В программе контейнеризации нужно определить несколько глобальных направлений – вопросы тарифной политики, контейнерного оператора, схемы по подсылке контейнеров, фитингов, тестовые маршруты, считает заместитель председателя Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Юрий Лавриненко. 

Он подчеркнул, что в соседней России оформление документов при процедуре таможенного транзита идет в привязке к номеру контейнера, а не к номеру железнодорожного вагона. С учетом того, что Таможенный кодекс ЕАЭС признает контейнер как «транспортное средство» международной перевозки, обеспечивается существенное сокращение времени приема груза при перевозке на приграничных и портовых станциях. 

Генеральный директор Союза транспортников Казахстана «KAZLOGISTICS» Ерлан Абсатов добавил, что нужна интеграция всех перевозочных документов в рамках ЕЭК по всем видам транспорта и перевод их в электронный формат.

На сегодняшний день перевозка грузов контейнерами в Казахстане дороже, чем в крытых вагонах. Предложено создать постоянно действующую рабочую группу по разработке тарифной политики АО «НК «ҚТЖ» для контейнерных перевозок, с участием представителей национальной компании, ее дочерних фирм и бизнеса. 

– Необходима разработка специальных тарифов для перевозки грузов в контейнерах, в частности, на стыковых станциях, – уверен заместитель генерального директора ТОО «Исткомтранс» Виктор Иванов. – Важно решить вопрос по доступу к инфраструктуре, реализации контейнерной отправки в контейнерном поезде в направлении транзита и импорта. 

Кроме того, предложено включить в программу контейнеризации субсидирование ставок кредитования на приобретение подвижного состава, фитинговых платформ и контейнеров. 

Управляющий по коммерции АО «НК «Актауский морской порт» Мартин Воетман подчеркнул, что во всем мире наблюдается дефицит 40-футовых контейнеров. По его мнению, необходимо решить вопрос о возвращении 40-футовых контейнеров, груженых из Казахстана. Перенаправление экспортных грузовых потоков на казахстанские морские порты возможно путем пересмотра тарифа и введения штрафов, действующих в зарубежных странах, за то, что груз идет не через отечественный порт. 

Отдельное внимание было уделено вопросу контейнерных перевозок автомобильным транспортом. Так, директор ТОО «Казавтотранс Запад» Анвар Авутов сообщил, что в Казахстане имеется дефицит полуприцепов для транспортировки автомобильным транспортом морских и железнодорожных контейнеров. Он считает, что необходима синхронизация железнодорожных и автомобильных процессов. Исключение веса контейнера из полной массы перевозимого груза увеличит объем перевозок контейнерами на автотранспорте. 

В свою очередь, председатель рабочей группы Эдиль Искаков добавил, что при перевозке контейнерных грузов автомобильным транспортом очень важно учесть первую и последнюю мили, развивать приоритетные и выгодные направления по внутренним и экспортным перевозкам.

Участники сошлись во мнении, что в проекте плана мероприятий по реализации программы контейнеризации необходимо предусмотреть разработку единого мультимодального документа для перевозки груза всеми видами транспорта. 

Нужны цифровизация железнодорожной накладной ЦИМ/СМГС и признание ее в странах ЕАЭС, внедрение опыта использования коносамента FIATA в Казахстане и возможности его использования банками и страховыми компаниям. В настоящее время коносамент FIATA используется в основном в международных перевозках для банковских услуг, и проблема в использовании – его объемность. В России сегодня тестируют электронную накладную, и Казахстану нужно перенять этот опыт, считают участники встречи. 

Признать негабарит контейнера в автомобильном транспорте тарой предложил директор ТОО «AUDACIA Express» Бакытбек Кадиров. Он уверен, что это облегчит и нарастит контейнерные перевозки. Заострил внимание и на проблеме превышения весогабаритных параметров грузового автомобиля при перевозке контейнеров и оплате штрафа либо специального разрешения на перевозку. 

Добавить пункт о равном доступе всех участников перевозочного процесса на железнодорожном транспорте и использовать на постоянной основе контейнер как тару, а не транспортное средство (так как Стамбульская конвенция в Казахстане действует временно) считает необходимым также генеральный директор Казахстанской ассоциации перевозчиков и операторов вагонов Салтанат Адамбаева. 

Заказ и бронирование Ж/Д билетов

партнеры