Кайрат Саурбаев: Грузовые перевозки - без перебоев

Любовь Негембелева

Любовь Негембелева

Пандемия коронавируса внесла серьезные изменения в жизнь казахстанцев. Многие предприятия остановили работу, прекратилось авиасообщение, остановлено пассажирское железнодорожное сообщение, опустели улицы городов. Однако с момента введения чрезвычайного положения на территории Республики Казахстан грузовое железнодорожное сообщение не прерывалось ни на один день – как внутри государства, так и с соседними железнодорожными администрациями. О том, как национальный перевозчик грузов справляется с новыми вызовами, какие меры защиты принимает, рассказал председатель правления – генеральный директор АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Кайрат Саурбаев.

– Кайрат Абенович, как работается железнодорожникам в условиях карантина? Каковы показатели перевозочной деятельности за этот сложный для страны период?

– Сегодня на железнодорожниках лежит огромная ответственность. Перевозка продовольственных и промышленных грузов должна обеспечиваться бесперебойно.

В своем обращении в эфире республиканских телеканалов Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев отметил, что режим ЧП в Казахстане, действовавший с 16 марта по 11 мая текущего года, не должен отразиться на грузоперевозках.

В такой сложный для экономики и казахстанцев период железнодорожный транспорт сохранял важную стратегическую роль.

В апреле по сети АО «НК «ҚТЖ» погружено свыше 20 миллионов тонн груза.

В том числе более 8,5 миллиона тонн угля, что на 11% выше показателя за аналогичный период прошлого года. Казахстанским потребителям доставлено 5,6 миллиона тонн твердого топлива, рост составил 12%. На экспорт погружено 2,9 миллиона тонн угля, что на 9% выше уровня апреля 2019-го.

В апреле на 31% выросли перевозки железных и марганцевых руд, на 12% – продуктов перемола внутри страны, цветной руды и серного сырья – на 13,3%. Погружено свыше 640 тысяч тонн зерна, в том числе на экспорт отправлено 425 тысяч тонн.  

Эксплуатационный грузооборот за апрель превысил прошлогодний уровень на 3,5% и составил 18,7 миллиарда тонно-километров нетто.

По итогам января-апреля этот показатель достиг более 73 миллиардов тонно-километров нетто, что выше уровня аналогичного периода прошлого года на 2,6%.

Вместе с тем рост эксплуатационного грузооборота по итогам четырех месяцев достигнут за счет увеличения перевозок в экспортном сообщении в апреле на 0,42 миллиарда тонно-километров нетто и транзитном сообщении на 1,07 миллиарда тонно-километров нетто к показателю прошлого года.

Данная тенденция роста перевозок продолжается и в мае. В целом за четыре месяца погружено 80,5 миллиона тонн груза.

В частности, 34,6 миллиона тонн угля, в том числе для казахстанских потребителей 25,5 миллиона тонн, что на 4,8% выше данных за четыре месяца прошлого года.

Погружено 2,9 миллиона тонн зерна, 7,1 миллиона тонн цветной руды и серного сырья, 5 миллионов тонн строительных грузов, 8,3 миллиона тонн железных и марганцевых руд.

Следует отметить, что в международном грузовом железнодорожном сообщении наблюдается рост объемов перевозок, в том числе с Китаем.

Объем железнодорожных грузовых перевозок в апреле между РК и КНР вырос на 48% и составил 1,8 миллиона тонн.

В целом за четыре месяца текущего года этот показатель составил свыше 6 миллионов тонн, что на 28% выше аналогичного периода 2019 года.

– Как обеспечивается безопасность железнодорожников?

– С первых дней введения карантина работу организовали таким образом, чтобы максимально защитить наших сотрудников. Офисные работники в центральном аппарате, отделениях грузовых перевозок, станциях, депо переведены на дистанционную форму работы.

Мы прилагаем все усилия, чтобы защитить жизнь и здоровье каждого нашего работника, непосредственно участвующего в перевозочном процессе.

Проведена работа по информированию сотрудников о мерах собственной безопасности и методах профилактики коронавирусной инфекции. На рабочих местах обязательно используются медицинские маски и перчатки.

Во всех помещениях отделений грузовых перевозок (административные здания, станции, депо) усилен санитарно-дезинфекционный режим, установлены дозаторы для дезинфекции рук. Для исключения заражения коронавирусной инфекцией работников локомотивных бригад и локомотивы подвергаются профилактической дезинфекции.

Перед тем как приступить к работе, машинисты, их помощники, осмотрщики вагонов проходят медицинский осмотр.

Перед каждой сменой – обязательное измерение температуры тела. Чтобы свести к минимуму возможность заражения сотрудников, совещания, технические занятия проводятся в режиме «онлайн». Всем железнодорожникам рекомендовано соблюдать меры предосторожности, личную гигиену и постараться минимизировать встречи с другими людьми.

– Глава государства в своем обращении поручил усилить санитарно-эпидемиологический режим в пунктах пропуска на госгранице. Какая ведется работа в рамках вашей компетенции?

– Прием и передача грузовых поездов по межгосударственным стыковым пунктам и пограничным переходам осуществляется с соблюдением всех необходимых мер по предотвращению распространения коронавирусной инфекции. Работники на межгосударственных стыковых пунктах носят медицинские маски, одноразовые перчатки. Используются тепловизоры.

При приеме грузовых поездов максимально исключены контакты железнодорожников. Приемку и сдачу поездов проводит локомотивная бригада, одетая в специальные противоэпидемические костюмы, маски и перчатки. Оператор по обработке документов встречает поезд в защитном костюме и получает документы, помещенные в контейнер. На станции перед открытием контейнер обрабатывается раствором. Обратная передача документов производится в таком же порядке. В среднем в сутки по межгосударственным стыковым пунктам принимается 109 грузовых поездов, сдается 106.

– Какие меры в этот период приняты в интересах клиентов железной дороги?

- В настоящее время у клиентов по всему Казахстану нет необходимости посещать станции для оформления и раскредитования перевозочных документов.

Все процессы – от планирования, оформления, переадресовки перевозок до раскредитовки – осуществляются удаленно в электронном виде.

Для этого достаточно войти в «личный кабинет» АСУ ДКР (автоматизированная система управления «Договорная и коммерческая работа»). В данный момент в системе АСУ ДКР зарегистрировано свыше 14500 плательщиков.

Система позволяет нашим клиентам проводить оплату платежей, сборов, штрафов, не выходя из дома. Кроме того, на период действия чрезвычайного положения АО «НК «ҚТЖ» отменило штрафы, сборы и платы, связанные с перевозками грузов.

Среди них штраф за невыполнение заявки по плану перевозки грузов, сбор в 10-кратном размере за хранение грузов, плата за пользование вагонами и контейнерами инвентарного (общего) парка и сбор за пробег маневрового локомотива.

В общей сложности, по нашим подсчетам, грузоотправителей освободят от штрафов, плат и сборов на сумму более 500 миллионов тенге.