Канат Альмагамбетов: Качество услуг и безопасность в приоритете

Асель Шайхынова

Асель Шайхынова

О приоритетах в работе производственного блока АО «НК «ҚТЖ», принимаемых мерах по обеспечению на высоком уровне качества предоставляемых транспортных услуг, решению острых вопросов, связанных с деятельностью железнодорожников, рассказывает первый заместитель председателя правления АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Альмагамбетов.

– Канат Есмуханович, какова на сегодня динамика объемов перевозок грузов? Изменилась ли номенклатура грузов с начала текущего года? Не могли бы Вы вкратце проанализировать тенденции на рынке железнодорожных грузоперевозок за последние годы?

– Скажу сразу, что основная номенклатура грузов остается неизменной. Мы по-прежнему обеспечиваем перевозку угля, зерна, руды, металлов, нефти и нефтепродуктов, строительных материалов, химических и минеральных удобрений.

Перевозка этих массовых насыпных и наливных грузов другими видами транспорта в условиях географических и экономических особенностей Казахстана (отсутствие прямого выхода к морю, обширность территории, сырьевая структура производства и размещение производительных сил) неэффективна. На рынке транспортных услуг железнодорожный доминирует. За 9 месяцев этого года мы перевезли более 208 миллионов тонн грузов. Из них свыше 122 миллионов – в республиканском сообщении, более 60 – в экспортном, порядка 12 миллионов тонн – в импортном и 12 миллионов 221 тысячу тонн – в транзитном. Вместе с тем, при перевозке «дорогих» мелкопорционных и других грузов на расстояния до 500 километров железная дорога проигрывает автомобильному транспорту.

Основной причиной высокой конкурентоспособности автотранспорта является простота и быстрота оформления перевозок, свободная ценовая политика, а также значительные государственные инвестиции в строительство новых автодорог. В осуществлении же транзитных перевозок через территорию Казахстана задействованы практически все виды транспорта. При этом большинство грузов приходится на железнодорожный. Доля транзитных перевозок в общем объеме грузооборота компании идет в рост.

В зоне повышенного внимания – контейнерные перевозки. Большим шагом в развитии транзита стало то, что в апреле 2019 года из морского порта Актау осуществлен запуск первого казахстанского фидерного судна «Туркестан» с контейнерами в порт Баку. Фидерные судна теперь курсируют еженедельно, и консолидированные транзитные грузы из Китая в Европу, наряду с казахстанскими экспортными грузами, в контейнерах перевозятся в ускоренном режиме. Совместно с туркменскими и иранскими железными дорогами продолжается работа по развитию железнодорожной магистрали Казахстан – Туркменистан – Иран и привлечению дополнительных объемов перевозок путем предоставления конкурентоспособных тарифных комплексных ставок по территориям трех стран, в том числе в контейнерах – по маршруту Китай – Казахстан – Туркменистан – Иран.

– Какие меры принимаются по повышению качества предоставляемых услуг? Какие передовые IT-технологии используются в логистике?

– В компании очень много сделано в области информационного взаимодействия. В частности, в АО «КТЖ – Грузовые перевозки» внедрена безбумажная технология оформления перевозочных документов во внутриреспубликанском сообщении, что значительно упростило работу с клиентами, сократило время грузоотправителей на оформление перевозочных документов. В настоящее время свыше 37 тысяч клиентов зарегистрированы в автоматизированной системе управления договорной и коммерческой работы (АСУ ДКР). Заключены договора на перевозку по безбумажной технологии с 9 тысячами клиентов. Сегодня во внутриреспубликанском сообщении оформлено свыше 300 тысяч электронных перевозочных документов, или свыше 90% от общего числа отправок. Безбумажная технология внедряется в экспортном и импортном сообщениях.

Подписаны соглашения об электронном обмене данными между АО «НК «ҚТЖ» и ОАО «РЖД», ГП «НК «Кыргыз темир жолу», ЗАО «Азербайджанские железные дороги», Китайскими железными дорогами. С июля текущего года осуществляется поэтапный переход оформления по безбумажной технологии перевозочных документов в экспортном и импортном сообщениях в назначении ОАО «РЖД» и обратно в Казахстан. Заключены договора на перевозку в экспортно-импортных сообщениях по безбумажной технологии с 170 клиентами. На текущий момент в экспортном сообщении между ҚТЖ и РЖД оформлено около 2800 перевозочных документов. С августа нынешнего года с Китайской железной дорогой проведена тестовая передача данных электронных перевозочных документов. После подписания соответствующего Соглашения обмен данными запустят в промышленный режим. Большая работа произведена и в части взаимодействия с таможенными органами. В соответствии с таможенным законодательством ЕАЭС и РК таможенное декларирование осуществляется в электронной форме.

Предварительная информация о товарах, перевозимых железнодорожным транспортом по всем пограничным пунктам пропуска на казахстанском участке таможенной границы Таможенного союза, передается АО «НК «ҚТЖ» в автоматическом режиме через АСУ ДКР в информационную систему Комитета государственных доходов Министерства финансов «Астана-1». Интеграция АСУ ДКР с информационной системой «Астана-1» ускорило проведение таможенных операций на пограничных пунктах пропуска.


– Чтобы удовлетворять потребности рынка, необходимо решать вопрос оперативной доставки грузов. Какие меры принимаются, чтобы повысить скорость движения поездов?

– Отмечу, что скорости движения поездов устанавливаются в зависимости от фактического состояния и типа верхнего строения пути, профиля, типа стрелочных переводов, уложенных в кривых участках пути. Следует также учитывать наличие факторов, влияющих на динамическое воздействие на участках, где осуществляется совмещенное (пассажирское, пассажирское с повышенными скоростями до 140 км/час, грузовое и контейнерное) движение. В соответствии с требованиями локальных актов АО «НК «ҚТЖ», скорость движения грузовых поездов на участках курсирования поездов, сформированных из пассажирских вагонов «Тальго», не должна превышать 90 километров в час. Для увеличения скоростей движения грузовым поездам необходимы и вагоны нового поколения.

– Сколько железнодорожных переездов в Казахстане, в каком они состоянии? Что сейчас предпринимается в части строительства путепроводов на железнодорожных переездах?

– Всего у нас 1058 переездов. Из них охраняемых – 467, которые оборудованы авто-, электрошлагбаумами, механизированными, горизонтально-поворотными шлагбаумами. Везде есть освещение.

После дорожно-транспортного происшествия, допущенного на переезде в поселке Шамалган Алматинской области, в Министерстве индустрии и инфраструктурного развития состоялось совещание по вопросу обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте, на котором принято решение со здать рабочие группы совместно с представителями акиматов, дорожной полиции, транспортной прокуратуры, МИИР, АО «НК «ҚТЖ» для обследования всех железнодорожных переездов. Рабочие группы должны определить необходимость строительства автомобильных путепроводов, пешеходных мостов и пешеходных переходов на одном уровне с железной дорогой (с учетом интенсивности движения автомобильного транспорта, поездов, маневровой работы и категории автодорог). Также они должны определить необходимость закрытия второстепенных автомагистралей, примыкающих к дорогам, ведущим к переездам на расстоянии менее 100 метров от железнодорожного пути. Это нужно для предотвращения возможных «заторов» на основной проезжей части, установки дорожных знаков, запрещающих движение автотранспортных средств на противоположную полосу основной дороги в районе переездов. Группа определит и возможное снижение установленных скоростей движения поездов на железнодорожных переездах в зависимости от интенсивности движения автомобильного транспорта и маневровой работы. Кроме того, будет определен перечень переездов, расположенных в радиусе 5 километров от существующих путепроводов, с последующим принятием мер по их закрытию.

Нужно определить и перечень переездов для оборудования видеокамерами и их контроля работниками дорожной полиции. Полагаем, что эта мера повысит уровень дисциплины автомобилистов. До установки видеокамер предлагается организовать мобильные патрульные посты дорожной полиции в часы «пик» для регулировки движения автотранспортных средств на подходах к переезду и профилактики правонарушений водителями автотранспортных средств.

На мой взгляд, безусловно, самый надежный и действенный способ снижения аварийности на переездах – это их закрытие с перенаправлением автомобильных потоков на путепроводы. Строительство, эксплуатация и содержание подобных объектов входит в прерогативу местных исполнительных органов в соответствии с Законом «О местном государственном управлении и самоуправлении в Республике Казахстан».

– Какие меры принимаются по обновлению локомотивов, грузовых и пассажирских вагонов, железнодорожных путей?

– Обновление локомотивов проводится согласно плану развития. Закуп производится у отечественных производителей: грузовых тепловозов серии ТЭ33А и пассажирских тепловозов серии ТЭП33А – у АО «Локомотив құрастыру зауыты», грузовых электровозов серии KZ8A и пассажирских электровозов серии KZ4AT – у ТОО «Электровоз құрастыру зауыты». Компанией на сегодняшний день эксплуатируются 303 грузовых тепловоза серии ТЭ33А, 20 пассажирских тепловозов серии ТЭП33А, 50 грузовых электровозов серии KZ8A, 20 пассажирских электровозов серии KZ4AT. В текущем году запланировано приобретение 10 грузовых тепловозов серии ТЭ33А и 6 грузовых электровозов серии KZ8A.

– Как обеспечивается безопасность движения на железнодорожном транспорте?

– Мы прилагаем все усилия для повышения безопасности перевозок. Проводится комплекс организационно-технических мер, направленных на снижение вероятности возникновения фактов угрозы жизни и здоровью пассажиров, сохранности перевозимых грузов, объектов инфраструктуры и подвижного состава, экологической безопасности окружающей среды.

Но как бы хорошо ни работали, все усилия может свести на нет одно ЧП. Поэтому мы требуем от своих сотрудников неукоснительного, четкого соблюдения всех требований и инструкций. Они несут как личную, так и коллективную ответственность. Свою деятельность осуществляют, исходя именно из знаний нормативных документов. Без этого основополагающего багажа, а также без умения принимать решения в нестандартных ситуациях выполнять ответственную задачу по обеспечению безопасности движения поездов невозможно. В числе мероприятий, направленных на предупреждение нарушений и проводимых у нас среди работников – техническая учеба, инструктажи, ревизии, проверки, экзамены.

Наша главная задача – обеспечение потребности экономики и населения в качественных железнодорожных услугах, укрепление и расширение инфраструктуры для повышения эффективности и безопасности перевозок.