Калтай Самбетов: Горжусь профессией железнодорожника

Калтай Самбетов – известный железнодорожник в Казахстане и за его пределами, посвятивший свою жизнь стальной магистрали. Ему исполняется 80 лет, и он продолжает трудиться на железнодорожном транспорте. Первая запись в трудовой книжке сделана в далеком 1958 году. Трудовой путь он начал в 18 лет. За эти годы на карте не осталось ни одной станции, на которой бы он не побывал, принял участие в строительстве или развитии. Однажды находился в командировках в общей сложности 270 дней в году. И попрежнему находится не только в своем кабинете, в здании Алматинского отделения но и в центральном офисе ҚТЖ, а также на самых важных транспортных строительных площадках, станциях и разъездах республики.

КАК ЗАКАЛЯЛСЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНИК

В начале 1958 года Калтай Самбетов прибыл на производственную практику на маленький полустанок легендарной Туркестано-Сибирской железной дороги, скоро его приняли на работу электромонтером 21-го разъезда Аягузской дистанции сигнализации и связи. Здесь получил свою первую зарплату, здесь началась трудовая биография. Поэтому он по праву считает себя «турксибовцем».

В Казахстане шло широкомасштабное развитие промышленности, освоение целины. Железные дороги приобретали особое значение, они объединяли Сибирь со Средней Азией. Это была эра бурного роста созданной в июле 1958 года Казахской железной дороги.

На Семипалатинском и Аягузском направлениях Калтай Самбетов «захватил» внедрение технических средств, развитие первой автоматики, телемеханики, диспетчерской централизации и связи. Позже, перебравшись в Чуйскую и Джамбулскую дистанции сигнализации и связи, продолжил свои «университеты». Ход Мойынты – Чу – Арысь и Алматы – Чу были узким горлышком. И на этих участках происходило интенсивное развитие, строительство вторых путей, разъездов, внедрение новой техники.

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ РОСТ

В этот период вплоть до 1976 года молодой специалист прошел все стадии профессионального становления. Грамотного, энергичного специалиста, способного решать большие вопросы, быстро заметили. В 27-28 лет он стал главным инженером, первым руководителем Чуйской дистанции, а затем и главным инженером службы сигнализации и связи Казахской железной дороги. Так росли национальные кадры. Период был трудный, опыт набирался в процессе работы и учебы.

Судьба сводила с величайшими и известными железнодорожниками, вложившими огромный вклад в развитие и совершенствование железнодорожного транспорта Казахстана. Легендарный начальник Джамбулского отделения Байзак Прманов, начальник Казахской железной дороги Геннадий Виноградов, председатель Дорпрофсожа Рымбек Турганбаев, начальник службы сигнализации Николай Спирин и многие другие. Работал Калтай Самбетов и в подчинении легендарного Кудайбергена Кобжасарова, у него научился многому в жизни – твердой воле, требовательности, высокой ответственности, решительности. Он был для молодого специалиста настоящим наставником и учителем. В Аягозе учил ся у тех, кто приезжал осваивать новую технику из России, в том числе старшего инженера диспетчерской централизации Анатолия Миклина. Благодаря этим людям и своей настойчивости в труде закалился, стал специалистом высшего класса.

Всю железную дорогу Казахстана он обошел пешком, объездил на поездах и автомобилях. Первым участком, который возводил, были 303 километра линии Астрахань – Гурьев. Здесь в 1970 году он находился безвылазно около шести месяцев. Прошел большую школу. В этот период шло усиление направлений Атырау – Макат – Кандыагач, Макат – Бейнеу – Мангышлак.

Самая плодотворная работа пришлась на 1967-1976 годы.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ МЫШЛЕНИЕ

1976-1982 годы, когда работал заместителем заведующего отделом транспорта и связи Комитета народного контроля Казахской ССР, а затем заместителем заведующего отделом транспорта и связи ЦК Компартии Казахстана, для Калтая Самбетова стали своего рода школой понимания государственных задач и проблем. Здесь формировалось государственное мышление, осознание важности эффективности и производительности работы всей транспортной отрасли страны.

– Эти годы – незабываемые, очень дороги мне. Я работал рядом с яркими и выдающимися личностями государства. Динмухамед Кунаев, Нурсултан Назарбаев. В процессе работы с ними я получал опыт, они были моими наставниками на всю жизнь. Нурсултан Абишевич непосредственно руководил нашим отделом, работа с ним была школой понимания ответственности государственных задач, – подчеркивает Калтай Самбетов.

Он вспоминает, как в 1981-м проехал участок Караганда – Мойынты – Чу. Участок являлся узким горлом. В то же время работы по внешнему энергоснабжению шли с большим отставанием от намеченных планов. Проинформировал об этом руководство. Серьезное обсуждение проблемы состоялось у Нурсултана Назарбаева с приглашением министров энергетики, экономики, руководителей железной дороги, строительных комплексов. В результате было принято программное решение об ускорении развития внешнего электроснабжения региона и электрификации. Дело пошло энергично.

ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ… БЕЗ ДЕНЕГ

Серьезные проблемы электрификации пришлось решать и позднее – уже после развала большой страны на линии Арысь – Чу – Алматы. Проект был архиважный, а денег у независимого Казахстана на него не было.

В этот период Калтай Самбетов работал главным инженером – первым заместителем руководителя Алматинской железной дороги, впоследствии добавили обязанности главного экономиста. Цель была ясна – заработанные деньги очень экономно использовать, чтобы ни одной копейки не было потрачено неэффективно. Он дневал и ночевал на стройке. Выстояли, справились, в намеченные сроки участок за участком сдавали в эксплуатацию.

4 января 1995 года соединили электрифицированные участки севера с югом. Открытие участка произвел Глава государства Нурсултан Назарбаев. Он отметил, что наряду с другими стройками эта войдет в славную летопись трудовых свершений народа Казахстана:

– Это была настоящая народная стройка, которую можно по праву назвать стройкой мужества. Многие получили заслуженные награды за эффективный труд и личный вклад в электрификацию. А Калтаю Самбетову Указом Президента РК присвоено почетное звание «Қазақстанның еңбек сіңірген қызметкері».

1989-1995 годы были самым тяжелым временем для всей страны, для железных дорог особенно. Денег в стране нет, экономика встала. А перевозить надо, останавливать поезда нельзя. – Как удалось выжить? Люди ответственно относились к труду. Рационально использовали материальные ресурсы, повсеместно внедряли ресурсосберегающие технологии во всех отраслях сложной железной дороги, удлиняли ресурсы рельсов, тепловозов, вагонов и других технических средств, – вспоминает ветеран.

– Все трудности легли на плечи железнодорожников. Выстояли за счет проведения правильной технической политики, ответственного отношения к делу каждого.

СТРОЙКИ С ОТЛИЧНЫМ КАЧЕСТВОМ

Простое перечисление новых и модернизированных железных дорог, объектов электрификации, крупных железнодорожных узлов, в строительстве и развитии которых либо командовал штабом, либо принимал непосредственное активное участие Калтай Самбетов, занимает много страниц текста. Это Гурьев – Астрахань, Балхаш – Саяк, Аксу – Дегелен, Хромтау – Алтынсарин, Шар – Усть-Каменогорск, Жетыген – Хоргос; линии на участках Мангышлак – Макат, Атырау – Кандыагач; вторые пути участка Арысь – Чу – Алматы, Чу – Мойынты – Караганда, Целиноград – Кокшетау – Володарская, Арысь – Туркестан; крупные узлы Арысь, Кандыагач, Макат, Гурьев, Чу, Павлодар, Целиноград, Тобол, Жамбыл, Семипалатинск, Достык; электрификация линий Арысь – Чу – Алматы, Чу – Мойынты – Караганда, Екибастуз – Павлодар. Значительный вклад внес в развитие и внедрение автоматики, телемеханики и связи на железной дороге Казахстана, строительство социальнобытовых объектов, вокзалов, жилья для железнодорожников и многое другое.

В годы независимости важно было соединить все регионы единой сетью внутренних железных дорог. Первой необходимой стройкой были 184 километров линии Аксу – Дегелен в сложных 2000-2001 годах. Самбетов руководил штабом с первого до последнего дня. В итоге с севера на восток Казахстана уголь пошел напрямую без задержек.

В день открытия движения на этой линии в режиме телеэфира Глава государства дал команду тогдашнему руководителю Правительства Даниалу Ахметову забить первый костыль на участке Хромтау – Алтынсарин. Через два года сдали и эту линию. Позже были введены в эксплуатацию участки Шар – Усть-Каменогорск и многие другие километры.

А в последние годы он контролировал ход строительства вторых путей на важном участке Алматы – Шу. И все знали, что благодаря его энергии, настойчивости, требовательности этот проект был сдан в срок и с высоким качеством.

Однажды Глава государства поделился мечтой просто проехать на поезде по всем вновь построенным казахстанским железным дорогам. Об этом сегодня мечтает и Калтай Самбетов. Ему знаком здесь каждый разъезд, посты ЭЦ и все остальные атрибуты дороги.

Когда в Луговой произошло землетрясение, разрушились дома железнодорожников, школа и другие производственные объекты, Калтая Самбетова назначили начальником штаба по восстановлению разрушенных объектов. В течение 5 месяцев восстановили разрушенное жилье 470 семьям, школу, посты ЭЦ и другие производственные объекты. Построили 350 новых квартир для железнодорожников и новую школу. Эти работы были выполнены за счет собственных средств АО «НК «Қазақстан темір жолы» и переданы безвозмездно железнодорожникам. Таких примеров можно привести очень много.

ЕДИНСТВО ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Калтай Самбетов стоял у истоков образования Совета по железнодорожному транспорту СНГ. 17 лет представлял железные дороги Казахстана на заседаниях Совета, защищал интересы республики. Добились сохранения связей с Россией, Узбекистаном, Кыргызстаном и другими странами, успешно координировали деятельность железнодорожных администраций.

– С РЖД у нас 11 совместных стыков из действующих 17. Поэтому важно четкое взаимодействие. Дружеское взаимопонимание, слаженность дают эффект. И ко всем остальным, даже небольшим дорогам, относились уважительно, во всем поддерживали, – отмечает железнодорожник. В

ноябре 2001 года Совет по железнодорожному транспорту за значительный вклад в укрепление и развитие сотрудничества и взаимодействия железнодорожных администраций в осуществлении перевозки пассажиров и грузов, обеспечение эффективной работы железнодорожного транспорта международного сообщения наградил Калтая Самбетова Почетной грамотой. В 2009 году он награжден знаком «За заслуги в развитии ОАО «Российские железные дороги» I степени.

Хорошие связи были налажены с железнодорожниками не только колеи 1520, но и Китая, Европы.

– Железная дорога – это своего рода кровеносный сосуд. Соединяет все государства и узкой, и широкой колеей. Технология должна быть так отработана, чтобы поезда на стыках не стояли долго. Нужно четкое взаимодействие, взаимопонимание, – считает ветеран отрасли.

ДРУЖБА НАВСЕГДА

Сегодня Калтай Самбетов по праву гордится созданием международного железнодорожного перехода Дружба (Достык) – Алашанькоу. В те годы он с первого дня возглавлял восстановительную работу станции Дружба и линий Дружба – Актогай, модернизацию и расширение пропускной способности этого первого международного перехода.

Развитие станции Дружба началось в 1988 году. А уже в 1991-м пропустили первый грузовой состав. Через год был торжественно отправлен первый пассажирский поезд, в церемонии его отправления участвовал Нурсултан Назарбаев, который с первого дня держал на постоянном контроле этот важный межгосударственный проект. Позднее Глава государства поставил цель по наращиванию транзитного потенциала страны. Его поручение по строительству линии Жетыген – Хоргос и второго погранперехода было успешно выполнено.

– Сегодня Казахстан стал крупным транзитным логистическим хабом. Это большое дело, – не сомневается Калтай Самбетов.

ПОЧЕТНАЯ ПРОФЕССИЯ!

Сегодня ветеран железнодорожного транспорта Калтай Самбетов является заслуженным работником РК, Почетным железнодорожником, Почетным гражданином Шуского района, членом Консультативного совета АО «НК «ҚТЖ». За многолетний и плодотворный труд, огромный вклад в развитие и совершенствование железной дороги Казахстана награжден двумя орденами «Парасат», «Құрмет», двумя орденами Трудового Красного Знамени, медалями, почетными грамотами и другими знаками отличия.

Всегда патриотично относился к железным дорогам. Как бы тяжело ни было, оставался преданным своему делу. Его всегда отличали знания, трудолюбие, неиссякаемая энергия, беспокойный характер, желание все сделать четко, вникая во все мелочи. Все эти качества позволили ему стать крупным руководителем АО «НК «ҚТЖ», специалистом дорожного дела. Он воспитал не одно поколение железнодорожников. Калтай Самбетов уверен, что профессия железнодорожника – одна из самых почетных.

– Она требует определенных качеств – самоотдачи, трудолюбия, высокой дисциплины, высочайшей квалификации. Самое главное – преданность и честное служение. Жизнь моя прошла ярко. Вся она отдана железной дороге Казахстана. Вместе с моими соратниками Нигматжаном Исингариным, Маратом Хамзиным, Александром Стародубом, Амангельды Омаровым, Аби Саркыншаковым, Бертраном Рубинштейном, многими и многими другими мы крепили своим трудом нашу железную дорогу, которая стала мощной и современной. За рекордно короткие сроки построено более 2500 километров магистральных железнодорожных линий. Сегодня Казахстан выпускает свои тепловозы, электровозы и вагоны. Построен завод по выпуску локомотивов и скоростных пассажирских вагонов «Тальго», рельсобалочный завод в Актобе, который польностью обеспечивает потребность железной дороги Казахстана. То есть, исполняюся давние мечты ветеранов-железнодорожников. Все эти грандиозные крупные проекты радуют нас. И сегодня желаем ей дальнейшего процветания! Надеемся, что наши славные традиции железнодорожников будут и далее продолжены, – подчеркивает Калтай Самбетов.

Ирина БЕКТИЯРОВА