Новые горизонты транспортной логистики

На минувшей неделе взгляды экспертов в области политики, экономики, транспорта и логистики были прикованы к городку Боао на востоке острова Хайнань. Сюда прибыли около двух тысяч представителей из разных стран мира обсудить вопросы взаимной поддержки, развития экономического обмена, взаимодействия, сотрудничества в Азии, и за ее пределами. 

Для совместного развития

С 8 по 11 апреля текущего года в Китае прошел Боаоский Азиатский форум под девизом «Открытая и инновационная Азия для большего процветания мира». Эту площадку по праву называют «Восточным Давосом», считая азиатской альтернативой Всемирному экономическому форуму, который ежегодно проходит в Швейцарии.

Председатель КНР Си Цзиньпин, обращаясь к участникам, особо подчеркнул тот факт, что Китай остается твердым сторонником справедливого мироустройства и открыт для сотрудничества.

В работе форума принял участие и выступил президент АО «НК «ҚТЖ» Канат Алпысбаев. В ходе сессии «Будущее транспортной логистики», состоявшейся в рамках форума, глава ҚТЖ акцентировал внимание на вопросах развития евроазиатских транспортных коридоров, проходящих через территорию Казахстана, и сообщил о реализации проектов по модернизации и строительству современной транспортной инфраструктуры.

По его словам, успешно проведена интеграция казахстанских программ развития с соседними и вовлеченными странами.

– Благодаря сопряжению казахстанской программы «Нұрлы жол» и китайской инициативы «Один пояс – Один путь» обеспечено опережающее развитие транспортно-логистической инфраструктуры, – подчеркнул Канат Алпысбаев.

Он также акцентировал, что ключевой инструмент в развитии трансконтинентального сервиса – это альянсы и партнерства с владельцами инфраструктуры и логистического бизнеса. В качестве примера привел успешный проект Казахстана и Китая – транспортно-логистический терминал в порту Ляньюньган, где сегодня консолидируются грузопотоки Китая и Юго-Восточной Азии в направлении Казахстана и транзитом в страны Центральной Азии и Европы. Данное сотрудничество обеспечило прямой выход к экспортным и транзитным грузам Казахстана к мировому океану.

– В прошлом году порт Ляньюньган и Cosco Shipping стали акционерами казахстанского сухого порта в Специальной экономической зоне «Хоргос –  Восточные ворота», расположенного в приграничной зоне с Китаем, – отметил глава ҚТЖ. – Наша совместная стратегия – это увязка сервисов морских и наземных контейнерных активов, и совершенствование технологии в процессе контейнеризации грузопотоков. В настоящее время в сотрудничестве с 17 провинциями Китая, Вьетнамом, Южной Кореей перевозится более 200 тысяч контейнеров, – продолжил Канат Алпысбаев, отметив, что рост рынка данных перевозок в ближайшие годы оценивается в 800 тысяч ДФЭ, а транзит через Казахстан на рынки Евразии –  до двух миллионов ДФЭ.

– По поручению Главы государства Нурсултана Назарбаева в Казахстане активно реализуется программа «Цифровизации отраслей экономики», – сообщил руководитель АО «НК «ҚТЖ». – Транспорту и логистике отведена ключевая роль в применении новых цифровых решений по управлению процессами и совершенствованию услуг в работе с клиентами, их интеграции в сервисе на основе современных технологий. Так, в сухом порту СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» внедрена система управления терминалом NAVIS, на терминалах и портах, работающих с контейнерами и мультимодальными операциями, планируется использование системы портовой коммуникации (PCS).

По мнению Каната Алпысбаева, успешное развитие логистики предполагает совершенствование системы применения новых технологических продуктов, интеграцию всех процессов перевозок, взаимодействие с клиентамина трансконтинентальных маршрутах в едином цифровом пространстве.

В рамках участия в Боаоском Азиатском форуме глава АО «НК «ҚТЖ» провел ряд двусторонних встреч с руководителями крупных компаний по вопросам развития сотрудничества в сфере транспорта и логистики.

На переговорах с президентом «COFCO Corporation» Джао Шуангляном акцентированы вопросы организации перевозок казахстанского зерна в КНР.

– В 2017 году объем перевозок зерна COFCO из Казахстана составил 68 тысяч тонн, с начала же 2018 года импортировано 48 тысяч тонн продукции. Планируется перевезти более 100 тысяч тонн зерна, – отметил Канат Алпысбаев и высказался за дальнейшее сотрудничество с COFCO по перевозке других продовольственных грузов расширенной номенклатуры, в том числе требующих специального температурного режима – в рефконтейнерах.

На встрече с руководством компании «COSCO Shipping» обсуждены вопросы развития инфраструктуры и возможностей сухого порта СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» и переориентации грузопотоков на пограничную станцию Алтынколь.

Вопросы развития сотрудничества в области интегрированной и интеллектуальной транспортной логистики, организации сухопутных маршрутов и возможного совместного инвестирования в проекты ТЛЦ обсуждены на встрече с гендиректором «JD Logistics» Ван Дженьхуи.

Китайская сторона предложила создать русскоязычный веб-сайт для консолидированной отправки грузов из Китая в Казахстан и далее транзитом в третьи страны.

В дни пребывания в городе Боао руководитель АО «НК «ҚТЖ» также провел переговоры с председателем правления «DP World» Султаном Ахмед бин Сулайемом и председателем Совета директоров «CRRC» Лью Хуалонгом.

Новые возможности

11 апреля в городе Шанхай состоялся День инвестора АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына». Мероприятие проводилось в рамках реализации Программы приватизации, предполагающей вывод 215 активов Фонда в конкурентную среду.

Перед китайской аудиторией выступили руководители портфельных компаний Фонда, работающих в сфере энергетики, транспорта и логистики, горнорудного и нефтехимического секторов, которые рассказали о возможностях инвестирования в Казахстане и конкурентных преимуществах компаний с учетом динамики их развития и условий регионального и глобального рынка.

– Развитие Фонда и его портфельных компаний проходит на фоне существенных положительных изменений в Республике Казахстан. Правительство активно расширяет присутствие частного сектора в экономике, сокращает долю государства и добивается больших успехов в модернизации экономики. Я призываю наших китайских коллег активнее инвестировать в проекты «Самрук-Қазына» в сфере нефти и газа, транспорта и логистики, горнорудном секторе и телекоммуникациях, – отметил председатель Правления АО «Самрук-Қазына» Ахметжан Есимов.

Из девяти крупнейших активов Фонда посредством IPO планируется приватизировать семь компаний. Продажа этих активов будет осуществляться поэтапно, до 2020 года. На первом этапе будут реализованы доли Фонда в Казахтелекоме, Эйр Астана и Казатомпроме, на втором – в Самрук-Энерго и Казмунайгаз, а в рамках третьей волны – Казпочта и Қазақстан темир жолы. Еще два актива планируется продать стратегическому инвестору – Тау-Кен Самрук и Qazaq Air.

В свою очередь, президент Шанхайской фондовой биржи Хуан Хунъюань отметил, что Казахстан является вторым по величине торговым партнером Китая в СНГ и приоритетным направлением для инвестиций. По его мнению, участие в реализации инициативы «Один пояс – Один путь» и экономическая политика «Нұрлы жол» позволят Казахстану создать новые возможности для инвестиций и строительства инфраструктуры.

В мероприятии принял участие и выступил президент АО «НК «ҚТЖ» Канат Алпысбаев.

Отметив роль АО «НК «ҚТЖ» в обеспечении инфраструктурной основы роста казахстанской экономики, он подчеркнул, что государством созданы все необходимые условия для развития транспортно-логистической системы Казахстана, интеграции Казахстана в международные логистические цепочки.

По словам главы ҚТЖ, в результате развития контейнерных перевозок доля сухопутных маршрутов в товарообороте ЕС и Китая выросла до 2%. При этом 70% этого объема приходится на трансказахстанские маршруты.

Канат Алпысбаев акцентировал внимание на инвестиционной привлекательности крупнейших инфраструктурных объектов РК. Так, для реализации высокого потенциала роста мультимодальных перевозок через Каспий развивается порт Актау и построен новый порт Курык.

– Для ориентиции грузопотоков в направлении казахстанских маршрутов нами была разработана стратегия развития в терминальной инфраструктуре, где зарождаются грузопотоки. Базовой точкой в формировании трансконтинентального сервиса стал казахстанско-китайский терминал в порту Ляньюньган, запущенный в 2014 году и оснащенный современной инфраструктурой и техникой. Сегодня он обрабатывает свыше 200 тысяч ДФЭ, в том числе экспортных и импортных грузов Казахстана и стран Центральной Азии. К 2020 году объем перевалки увеличится до 500 тысяч ДФЭ.

Канат Алпысбаев рассказал, что все грузопотоки, следующие в страны Европы и Центральной Азии, консолидируются в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

– Налаженные логистические цепочки транснациональных компаний HP, DHL, John Deer подтверждают качество и эффективность организации международной логистики через Хоргос, привлекая новых клиентов и расширяя географию транспортировок, – отметил глава ҚТЖ.

Он также ознакомил гостей мероприятия с международным центром приграничного сотрудничества «Хоргос». В настоящее время на территории реализуется 22 проекта. Ожидаемый грузопоток к 2020 году составит 8,6 миллиона человек.

Для повышения качества транспортного обслуживания внутри страны развивается сеть ТЛЦ, интегрированных с зонами таможенного оформления и оказания сервиса по принципу «одного окна», во всех областных центрах Казахстана.

– В ближайшее время для развития железнодорожных и автоперевозок будет запущена зона таможенного оформления в порту Курык, – рассказал Канат Алпысбаев. – Также в этом году планируется начать строительство ТЛЦ с зоной таможенного оформления в Актобе. До 2020 года аналогичные ТЛЦ планируются во всех регионах Казахстана с единой технологией мультимодальных услуг с инвестициями до 208 миллиардов тонн.

Сегодня в Казахстане созданы благоприятные инфраструктурные и институциональные условия для инвесторов. Реализуется программа приватизации транспортно-логистических и других активов.

Развитие сухопутных скоростных маршрутов для доставки грузов на конечные рынки, конкурентоспособных по срокам доставки с морем и по цене – с авиатранспортом, формируют выгодные зоны для инвестирования в логистические, индустриальные и торговые проекты.

Канат Алпысбаев пригласил бизнес-сообщество принять активное участие в реализации масштабных транспортно-логистических проектов, подчеркнув, что АО «НК «ҚТЖ» открыто для обсуждения инвестиционных проектов и новых идей по укреплению взаимовыгодного сотрудничества.

В Шанхае руководитель АО «НК «ҚТЖ» провел ряд двусторонних встреч с представителями логистических платформ городов Ляньюньган, Сиань, Чанша по вопросам развития сотрудничества в сфере транспорта и логистики.

В ходе переговоров с руководителем ООО «ГК Порт Ляньюньган» обсуждены вопросы развития контейнерных перевозок на маршруте Юго-Восточная Азия  ̶ Европа/Центральная Азия  ̶  Китай/Юго-Восточная Азия через порт Ляньюньган и транзитом через Казахстан, а также дальнейшего сотрудничества в рамках совместных предприятий в порту Ляньюньган и сухом порту СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

Вопросы развития контейнерных перевозок на маршруте Китай  ̶  Европа  ̶  Китай через Казахстан также обсуждались во время встречи руководителя АО «НК «ҚТЖ» с представителями компании «Xian International Port Investmentand DevelopmentCo. Ltd.», «Xi’an International Port Management Committee» и «Xiang Ou Express». Кроме того, рассмотрены вопросы переориентации грузопотоков, следующих в Китай через Монголию на казахстанско-китайские пограничные переходы Алтынколь – Хоргос и Достык – Алашанькоу.

Потенциал сотрудничества

В ходе визита в Китай первый вице-премьер РК Аскар Мамин обсудил вопросы расширения инвестиционного сотрудничества между РК и КНР

В рамках поездки в Пекин Аскар Мамин провел ряд двусторонних встреч с руководителями крупнейших инвестиционных, финансовых, промышленных, строительных, транспортно-логистических корпораций по вопросам реализации совместных инвестиционных проектов.

–Благодаря лидерам двух государств – Президенту Казахстана Нурсултану Назарбаеву и Председателю КНР Си Цзиньпиню между Казахстаном и Китаем достигнут высокий уровень сотрудничества по всему спектру двусторонних отношений. Сопряжение двух программ – «Нұрлы жол» и «Экономический пояс Великого Шелкового пути» – обеспечивает высокий уровень инвестиционного сотрудничества между двумя странами, – подчеркнулон.

В рамках встречи с генеральным директором «CITIC Group Corporation Ltd» Ван Цзюнем рассмотрены вопросы инвестиционного сотрудничества в сфере развития транспортной инфраструктуры, нефтепереработки и сельского хозяйства.

Блок вопросов развития транзитного потенциала и реализации совместных транспортно-логистических проектов обсужден в ходе встречи с руководителями компаний DHL Asia Pacific,Wi Chang Kelison, Sinou Express.

Рассмотрены перспективы дальнейшего увеличения транзитных контейнерных перевозок через территорию Казахстана, развития производственного хаба на СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота», а также автоматизации, внедрения технологии учета грузов и багажа, улучшения сервисных услуг Международного центра приграничного сотрудничества (МЦПС), администрирования грузовых потоков между казахстанской и китайской сторонами зоны приграничного сотрудничества.

В рамках рабочего визита в КНР первый вице-премьер РК встретился с мэром города Ляньюньган и президентом ООО «ГК порт Ляньюньган». Обсуждены вопросы перспективного развития совместного терминала в порту Ляньюньган и СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота».

Как отметил АскарМамин, в текущем году исполнится пять лет, как Председатель КНР Си Цзиньпин во время лекции в Назарбаев Университете выступил с инициативой создания экономического пояса Шелкового пути. Президент РК Нурсултан Назарбаев отметил, что это была дальновидная идея, которая работает на благо двух народов и экономик двух стран. Высокий уровень инвестиционного сотрудничества между Казахстаном и Китаем вносит большой вклад в развитие и реализацию данного проекта.

Маржан БАКИЕВА

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Показать кнопки
Скрыть кнопки