ҚТЖ: СОСТАВЛЯЮЩИЕ УСПЕХА

Безопасность движения поездов, развитие инфраструктуры, увеличение объема грузоперевозок и доходности, внедрение новых технологий в различные процессы работы отрасли, наращивание транзитного потенциала Казахстана – далеко не весь перечень вопросов, которые поднимались в ходе совещания «Об итогах работы АО «НК «ҚТЖ» за 2017 год и задачах на 2018 год». По каждому из них глава компании Канат Алпысбаев поставил четкие задачи.

В мероприятии приняли участие представители Министерства по инвестициям и развитию РК, транспортной прокуратуры РК, руководители филиалов и структурных подразделений, дочерних предприятий компании.

Озвучив итоги и достижения прошлого года, железнодорожники не намерены останавливаться на достигнутом, ведь Правительство нашей страны и Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев делают ставку на развитие транспортно-логистической отрасли и, как следствие, экономики государства.

Грузовые перевозки

Выступая с докладом, исполнительный директор АО «НК «ҚТЖ» – президент АО «КТЖ – Грузовые перевозки» Оралхан Кулаков отметил, что по итогам производственной деятельности 2017 года достигнуты положительные результаты  по выполнению эксплуатационных показателей. Так, эксплуатационный грузооборот составил 208,8 миллиарда тонно-километров нетто и выполнен на 103,5% к плану, грузооборот с учетом пробега порожних приватных вагонов был на уровне 104,2%. Рост эксплуатационного грузооборота по сравнению с 2016 годом составил 9,5%.

За прошлый год национальным перевозчиком грузов погружено 242 миллиона тонн, или план выполнен на 100,9%. Всего с начала 2017 года выгружено 176,7 миллионов тонн. Рост общей выгрузки по отношению к 2016 году – на уровне 12%.

Кроме того, АО «КТЖ – Грузовые перевозки» улучшило количественные и качественные показатели использования подвижного состава. Так, производительность локомотива выполнена на 100,5% к плану. Достигнута экономия эксплуатационного парка локомотивов к объему выполненной работы две с половиной единицы в среднем в сутки. На средний вес поезда (99,4%) повлияло снижение динамической нагрузки груженого вагона на 0,9%, среднего состава поезда – на 0,8%, в том числе за счет проследования контейнерных поездов, где рост к прошлому году составил 1,5 раза.

В объеме свыше 100% реализованы планы по объемам рабочего, местного пробега вагона, простоям под грузовыми операциями и на технической станции. Вместе с тем, объем перевозок грузов в импортном сообщении увеличился на 15%. Наибольший рост установлен на пограничных железнодорожных переходах с Россией, Китаем, Узбекистаном, Актау-портом, Болашаком и Кыргызстаном.  Объем перевозок в экспортном сообщении вырос на 11% к уровню 2016 года, в первую очередь за счет отправок грузов в адрес железных дорог России, Китая, Кыргызстана, Узбекистана, Туркменистана, порта Актау.

Оралхан Кулаков также отметил позитивную динамику по объему транзитных перевозок. Так, за 2017 год по территории страны проследовало 2 926 контейнерных поездов, что на 1 013 единиц поездов больше, чем за предыдущий год. В том числе в направлении КНР – Европа количество поездов по сравнению с 2016 годом увеличилось в 1,5 раза, и Европа – КНР – в 1,9 раза. Основной рост зафиксирован в направлении Ченду – Достык – Лодзь.

Итоги года показывают тренд на увеличение объемов грузоперевозок, что обусловлено как гибкой тарифной политикой в сфере транзитных перевозок, так и мерами по повышению производительности труда, оптимизации производственных процессов, эффективному распределению вагонного парка, сокращению оборота вагонов и постоянному взаимодействию со всеми участниками перевозочного процесса.

Инфраструктура

– Реализованные за последние годы инфраструктурные проекты, связанные со строительством новых железнодорожных линий и с повышением транзитной привлекательности, позволили сформировать оптимальную конфигурацию железнодорожной сети, – отметил в своем выступлении исполнительный директор – директор филиала АО «НК «ҚТЖ» – «Дирекция магистральной сети» Жарас Изгулов. – В 2017 году в рамках государственной программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» обеспечен запуск движения поездов по вторым путям на участке Алматы-1 – Шу, что позволило повысить пропускную способность в 4 раза, увеличить количество скоростных пассажирских поездов на отрезке пути в 6 раз, участковую скорость – с 39,6 км/ч до 44,5 км/ч.

Дирекцией в целях поддержания и совершенствования технического уровня существующей сети выполнены планы по модернизации пути в объеме 779 километров, путевыми машинами тяжелого типа проведена работа общей протяженностью более 9 тысяч километров пути, отремонтировано 129 искусственных сооружений, в том числе произведен капитальный ремонт семи мостов. В результате обеспечено  повышение скоростей для пассажирского движения на протяжении 489 километров и грузового движения на 402,5.

– В целях формирования Программы развития инфраструктуры в ноябре 2017 года заключен договор с КазАТК на разработку технико-экономического обоснования (ТЭО) на развитие и модернизацию инфраструктуры до 2025 года. Результатом ТЭО будет являться потребный объем инвестиций на поэтапную модернизацию существующей инфраструктуры, – подчеркнул Жарас Изгулов. – При этом будут предусмотрены инновационные и передовые технологий, с большой производительностью труда и эффективностью. В рамках вокзального хозяйства будет изучено влияние развития городов агломераций на диверсификацию пассажирских перевозок и, соответственно, на развитие железнодорожных вокзалов. На основании данного ТЭО будет разработана Программа развития и модернизации железнодорожной инфраструктуры компании.

В числе планов на 2018 год глава Дирекции магистральной сети обозначил  реализацию проектов «Центр управления движением поездов» и «Внедрение мобильных диагностических средств в рамках АСУ Магистраль», что позволит обеспечить централизацию управления диспетчерскими кругами и модернизацию средств диагностики пути.

Безопасность

Приоритетом в работе компании всегда было и остается обеспечение производственной безопасности. Главный инженер АО «НК «ҚТЖ» Батыр Котырев озвучил, что за 12 месяцев 2017 года предприятиями АО «НК «Қазақстан темір жолы» допущено 238 случаев нарушений безопасности движения, в том числе одно крушение, 37 событий  и 200 инцидентов.

Вниманию участников совещания был представлен подробный анализ причин и последствий несоблюдения правил безопасности.

– Для достижения целевых показателей безопасности движения хозяйствам в 2018 году необходимо приоритетным направлением определить анализ допущенных нарушений с определением коренных причин и разработкой целенаправленных мер для снижения случаев нарушения безопасности движения (НБД) и повторяемости, перейти от реагирования к предупреждению НБД посредством управления рисками, повысить качество ремонта подвижного состава и ответственность ремонтных предприятий посредством договорных обязательств по предоставляемым услугам, разработать и реализовать мероприятия  по повышению показателей надежности локомотивов направленных на улучшение технологических процессов по техническому и сервисному обслуживанию локомотивов, – подчеркнул Батыр Котырев.

По его словам, первым руководителям необходимо повысить качество расследования НБД и принимать самые строгие меры к работникам, допустившим сокрытие  нарушений безопасности движения.

Главный инженер также рекомендовал провести месячники «Проезд запрещающего сигнала – преступление, «Профилактика автотормозного оборудования грузовых и пассажирских вагонов».

Логистика

Вице-президент по логистике АО «НК «ҚТЖ» Санжар Елюбаев рассказал о развитии сферы контейнерных перевозок, подробно остановившись на интеграции логистической инфраструктуры Республики Казахстан и Китайской народной республики.

– Синергия логистической инфраструктуры позволяет развивать регулярные контейнерные сервисы в рамках общей вовлеченности в работу с глобальными клиентами, – отметил он. – 15 мая 2017 года в капитал сухого порта СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» вошли порт Ляньюнган и одна из крупнейших мировых транспортных компаний «Cosco Shipping». Данное стратегическое партнерство является катализатором увеличения объемов и привлечения инвестиций в индустриальную и логистическую инфраструктуру на территорию СЭЗ.

По словам вице-президента по логистике, по итогам 2017 года сухим портом Ляньюнган обработана 221 тысяча контейнеров, что выше показателей 2016 года на 20%. Также рост обработанных контейнеров на 20% обеспечил сухой порт СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» (185 тыс. ДФЭ).  Участие ключевых инвесторов практически отражает привлекательность трансказахстанских маршрутов и доказывает высокую степень сопряженности программ «Нурлы жол» и «Экономический пояс Шелкового пути». В 2017 году в СЭЗ «Хоргос – Восточные ворота» привлечены инвесторы на общую сумму 59,2 миллиарда тенге, фактически вложено 34,3 миллиарда.

– В рамках поручений Правительства Казахстана проводится работа по формированию внутренней и внешней сети транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в ключевых узлах зарождения и дистрибуции грузопотоков, – отметил спикер.  – Дорожной картой предусматривается интеграция проектов развития ТЛЦ с зонами таможенного оформления совместно с Комитетом государственных доходов Министерства финансов.

В ходе общенационального телемоста с участием Президента РК Нурсултана Назарбаева 6 декабря 2017 года запущен ТЛЦ в городе Шымкент, включающий зону таможенного оформления. В ближайшее время аналогичный проект будет запущен в порту Курык для развития железнодорожных и автоперевозок.

До 2020 года аналогичные ТЛЦ планируется открыть во всех регионах Казахстана с единой технологией мультимодальных услуг с инвестициями до 208 миллиардов .тенге. Стоит отметить, что данные проекты будут реализованы преимущественно за счет частных инвестиций.

Среди основных задач на 2018 год Санжар Елюбаев отметил выполнение плана транзитных перевозок до 17,1 миллиона. тонн, с доходом в 263 миллиарда тенге, или 40% от всей структуры доходов компании, обеспечение общего объема контейнерных транзитных перевозок на уровне 536 тыс. ДФЭ, снижение расходов на порожний пробег в тарифе вагонного парка на 30%, проработку с госорганами РК законодательного определения мультимодальных перевозок в транзите.

– В первую очередь, необходимо достижение показателя два миллиона контейнеров к 2020 году. Соответственно, необходимо обеспечить двукратный рост практически ежегодно. От транзита мы должны зарабатывать пять миллиардов долларов, включая все услуги. Для нас это очень важно в плане диверсификации нашей деятельности, ухода от зависимости импортных и экспортных направлений, – резюмируя выступление Санжара Елюбаева, подчеркнул Канат Алпысбаев. – Считаю, что интеграция всех транспортных активов в управление ҚТЖ – это правильная и дальновидная политика. Этот год должен быть прорывным в направлении развития портов Актау и Курык.

Пассажирские перевозки

Ни для кого не секрет, что именно пассажирские перевозки для большинства казахстанцев являются олицетворением компании «Қазақстан темір жолы». Исполнительный директор АО «НК «ҚТЖ» – президент АО «Пассажирские перевозки» Арман Султанов отчитался о проделаной в минувшем году работе в рамках повышения клиентоориентированности компании, обновления пассажирского подвижного состава, а также озвучил основные планы и задачи на ближайшую перспективу. В их числе – цифровизация процессов в части полного внедрения технологии электронного билетирования, автоматизированной системы управления доходностью. Также компания планирует реализовать проект «Разработка новой концепции формирования сети маршрутов»

– Проведенный анализ корреспонденции пассажиропотока дальними поездами показал, что сегодня 32% пассажиропотока пользуется услугами на короткие расстояния, – пояснил Арман Султанов. – Реализация проекта позволит сократить время в пути дальних поездов ориентировочно на 30% и извлекать экономический эффект до пяти миллиардов тенге в год.

В рамках внедряемой технологии электронного билетирования сегодня для пассажиров представлена альтернативная возможность оформления билетов через 10 интернет-сайтов, свыше 17 тысяч автоматов, почтовые отделения, пункты продаж международной системы «Амадеус». Так, по итогам 2017 года доля продаж электронных билетов составила 64%, в 2018 году ее планируется увеличить до 75%.

В текущем году планируется доработать функционал электронных каналов продаж до уровня традиционных касс АСУ «Экспресс» и к 2022 году извлечь эффект до шести миллиардов тенге.

***

Подводя итоги совещания, Канат Алпысбаев отметил, что в целом в 2017 году выполнены все показатели, поставленные перед компанией, подчеркнув, что на 2018 год по показателям доходности, грузооборота и пассажирских перевозок запланирован рост, ведь только при положительной динамике во всех сферах возможно развитие.

 При этом глава ҚТЖ заострил внимание, что в условиях рынка компания должна быть всегда конкурентоспособной, расширяя спектр предоставляемых услуг на всех уровнях, кооперируясь с основными железнодорожными администрациями, развивая сотрудничество с мировыми отраслевыми гигантами. Во главе угла при этом должна встать клиентоориентированность, будь то работа с крупными компаниями или рядовыми пассажирами.

Нурбай АЛИБЕК 

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Показать кнопки
Скрыть кнопки