Топ-15 проектов ҚТЖ за годы независимости

В условиях суверенного Казахстана в первую очередь благодаря транспортной политике, проводимой Главой государства, взгляд на транспорт претерпел новаторские изменения. И вот тому яркое доказательство. В этом списке видна дальновидная политика Президента по формированию национальной компании, способной не только транспортировать грузы, но и решать масштабные задачи государственного уровня. Ведь в условиях Казахстана, с его огромной территорией и значительной отдаленностью от морских портов, железнодорожный транспорт играет значительную роль.

  1. Строительство железной дороги Аксу – Дегелен протяженностью 184 километра, которая соединила по кратчайшему пути Семипалатинский регион с Павлодарско-Екибастузским, уменьшив расстояние в среднем до 600 километрв. При перевозках грузов по новому маршруту транспортные расходы сократились в три раза. Президент Казахстана, выступая на церемонии открытия ветки, сказал, что она является началом создания замкнутой железнодорожной цепи в Казахстане. По его оценке, строительство линии Аксу – Дегелен характеризовало собой возрождение экономики страны.
  2. В свою очередь, по новой железнодорожной линии Алтынсарино – Хромтау протяженностью 404 километра с 30 ноября 2004 года пошли первые поезда с грузом. Стальная нить сблизила западный регион страны с севером и центром, сократив расстояние между ними на две тысячи километров. Отпала необходимость вести грузы и доставлять пассажиров через Россию, существенно снизились транспортные расходы, сократилось время, которое раньше тратилось на пограничные и таможенные досмотры.

 – Новая магистраль доказывает возможности республики и является результатом нашей независимости, – подчеркнул тогда Нурсултан Назарбаев, выступая на церемонии открытия железнодорожной ветки.

  1. Примерно с таким же положительным эффектом для грузоотправителей используется построенная железная дорога по территории Восточного Казахстана между станциями Шар и Усть-Каменогорск. Данная железнодорожная линия также ликвидировала необходимость заезда на территорию РФ с двойным прохождением пограничного и таможенного контроля. Время проезда от Усть-Каменогорска до станции Шар с вводом линии составило всего 4 часа, тогда как при следовании через станцию Локоть Российской Федерации – 26.
  2. Мощный импульс повышению конкурентоспособности экономики через рост транзитного и экспортного потенциала придал ввод в 2012 году новых железнодорожных линий Жетыген – Алтынколь и Узень – государственная граница с Туркменистаном общей протяженностью 440 километров.
  3. Построены и сданы в эксплуатацию в августе 2014 года железнодорожные линии Жезказган – Саксаульская – Шалкар – Бейнеу, Аркалык – Шубарколь. Магистраль протяженностью 1 200 километров пролегает по малозаселенным территориям Карагандинской, Костанайской, Кызылординской, Актюбинской и Мангистауской областей. Вместе со строительством дороги построены поселки для железнодорожников. Это дало дополнительный социально-экономический эффект для страны наряду с сокращением расстояния перевозки как внутренних, так и международных грузов.
  4. Железная дорога Аркалык – Шубарколь проходит по территории двух областей – Карагандинской и Костанайской. Новая ветка позволила экономить на перевозках 1,5-2 суток и транспортные расходы в среднем на 35%. Если ранее уголь с Шубарколя доставляли окружным путем через Кызылжар, то теперь он уходит напрямую, коротким маршрутом через Аркалык на страны СНГ, Прибалтику, Финляндию.
  5. Для увеличения транзитно-транспортного потенциала на границе с Китаем в 2011 году введена в эксплуатацию железнодорожная линия Жетыген – Коргас с открытием второго железнодорожного пункта пропуска Алтынколь – Хоргос.

Еще одним новаторским решением Президента явилось формирование единой транзитной политики по всем видам транспорта в лице АО НК «ҚТЖ», выполняющего функции национального мультимодального оператора перевозок. Такого решения пока нет ни в одном государстве СНГ. Если взять мировой опыт, то это решение является также серьезным новшеством.

  1. В рамках этого ударными темпами развивается транспортно-логистическая система страны, завершено строительство сухого порта инфраструктуры специальной экономической зоны «Хоргос – Восточные ворота», получила свое развитие прибрежная зона Каспийского моря, где реализованы проекты по строительству паромного комплекса порта Курык и железнодорожной линии Боржакты – Ерсай. Эти проекты создали инфраструктурную основу для многих индустриальных проектов Казахстана.

Также в рамках Программы инфраструктурного развития «Нұрлы жол» реализовано строительство вторых путей на участке Алматы – Шу  (113 км).

  1. 9. На основе международного опыта в целях эффективного управления государственными аэропортами на базе АО «НК «ҚТЖ» с участием стратегического партнера Zurich Airport International AG (Швейцария) создана единая управляющая компания аэропортами – ТОО «Airport Management Group», которая позволила существенно повысить качество обслуживания пассажиров и расширить возможности аэропортов. В крупный евроазиатский центр дистрибуции грузо- и пассажиропотоков превратился аэропорт Астаны, где построен новый международный терминал. Другие воздушные порты республики сегодня также находятся в состоянии модернизации производственных мощностей.
  2. Огромное достижение национальной компании за последние годы – это создание транспортного машиностроения. Так сложилось, что на территории Казахстана со времен Советского Союза не было предприятий, производящих транспортную технику. Теперь, продукция заводов («Тұлпар-Тальго», «Электровозосборочный завод» (ЭКЗ), «Локомотивосборочный завод» (ЛКЗ) уже поставляется на рынки Евразийского континента.
  3. А выпуск первой отечественной рельсовой продукции Актюбинского рельсобалочного завода является знаменательным событием в истории индустриального развития Казахстана.

Мы видим, что транспортно-логистическая инфраструктура Казахстана благодаря поддержке и новаторским решениям Президента Нурсултана Назарбаева стала мощной движущей силой, реальным катализатором развития экономики, заняла ведущее место в организации мультимодальных транспортных перевозок на сухопутной части Евразийского континента.

Глава АО «НК «Қазақстан темір жолы» Канат Алпысбаев также подчеркивает успешность стратегии, основанной на реализации Госпрограммы индустриализации, Плана нации «100 шагов», инфраструктурной программы «Нұрлы жол».

– На глобальный рынок активно продвигается сервис скоростных контейнерных поездов транзитом через территорию Казахстана по основным направлениям в сообщениях Восток – Запад и Север – Юг в направлениях Южной Европы и Персидского залива с выходом на Индию и Пакистан, – говорит Канат Алпысбаев.

  1. Вместе с тем, развивается внешняя и внутренняя сеть ТЛЦ в центрах консолидации и дистрибуции грузопотоков, создаются новые мультимодальные логистические схемы транспортировки грузов на Евразийском континенте, привлекаются транзитные грузопотоки через Казахстан.

Из года в год ҚТЖ строит и модернизирует транспортную инфраструктуру страны, развивает логистику. Проводимая работа по повышению транзитного потенциала уже дает ощутимые результаты.

  1. Президент Казахстана в рамках состоявшегося недавно телемоста отметил важное значение инфраструктурного развития в контексте диверсификации экономики и рассказал присутствующим о запуске в рамках программы «Нұрлы жол» мультимодального Евразийского транспортного коридора и завершении строительства международного транзитного коридора «Западная Европа – Западный Китай».
  2. Вместе с тем, в ходе общенационального телемоста был дан старт и таким значимым проектам, как запуск авиационно-технического центра авиакомпании «Эйр Астана», где техническое обслуживание будет проводиться в соответствии со стандартами Европейского агентства по авиационной безопасности, как для собственных авиалайнеров, так и самолетов других авиакомпаний. В Мангистауской области осуществлен запуск участка Актау – Шетпе автодорожного проекта «Актау – Бейнеу» и другим.
  3. Действительно, по словам аналитиков, существует много критериев, определяющих экономический потенциал страны. Однако особое место занимают транспортные коммуникации, в том числе железнодорожный транспорт. Напомним, до 2012 года в Казахстане действовало только два скоростных сообщения: Астана – Алматы и Алматы – Шымкент. А сейчас практически все областные центры и крупные города страны связаны со столицей сетью скоростных пассажирских маршрутов, по которым курсируют поезда, сформированные из современных, комфортабельных вагонов «Тұлпар-Тальго».

Следует отметить, что за годы независимости железнодорожная сеть Казахстана, изменившись в корне, заняла свое место в мировом развитии.

Асель ШАЙХЫНОВА

 

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Показать кнопки
Скрыть кнопки