Залог роста экономики

В силу географических и социально-экономических причин железнодорожные пассажирские перевозки на пространстве 1520 востребованы и имеют огромный потенциал для развития.Во время первого Международного пассажирского форума, состоявшегося в формате «круглый стол» в Астане, обсуждены вопросы развития пассажирского комплекса и, пожалуй, ключевой вопрос – будущее международных пассажирских перевозок.

–В условиях перехода к новому технологическому укладу и усиления конкуренции с автотранспортом кардинально меняются требования пассажиров к скорости, уровню сервиса и услуг.Мобильные приложения, интеллектуальные системы и BigData трансформируют потребительские ожидания. Современный клиент предъявляет спрос на комплексный сервис «от двери до двери», расширенный набор услуг и персонифицированные предложения, –отметил вице-президент по развитию АО «НК «ҚТЖ»Арман Султанов, — Поэтому мы считаем важным и актуальным консолидировать всех участников «широкой колеи» и совместно наметить эффективные пути дальнейшего развития пассажирских перевозок.

В развитии пассажирских перевозок АО «Национальная компания «Қазақстантеміржолы»ориентируется на повышение эффективности деятельности, качества, ассортимента и доступности услуг. 

В целом, перспективы развития пассажирских перевозок АО «НК «ҚТЖ» связывает с дигитализацией и внедрением технологий «Индустрия 4.0».

–Четвертая промышленная революция – это уже реалии сегодняшнего дня, которые формируют как новые риски, так и открывают новые огромные возможности для интенсивного роста.Уверен, форум позволит совместно определить эти возможности и найти наилучшие способы их использования, – сказал Арман Султанов.

По словам председателя Дирекции Совета по железнодорожному транспорту государств – участников СодружестваПетра Кучеренко, анализ количества перевезенных пассажиров за последние пять лет показал, что железнодорожники потеряли более 42 миллионов (в 2012 году перевезено 61,6 млн пассажиров, в 2016 году – 19,2). В тоже время, воздушный транспорт, к примеру, в сообщении между РФ и странами СНГ потерял существенно меньше, несмотря на кризисные проявления в экономике.

Вместе с тем, за последние годы сокращены более чем в два раза иразмеры движения международных пассажирских поездов.Одновременно с этим, отменено 422 беспересадочных вагона в международном сообщении. Имеются,конечно, и позитивные примеры организации новых международных сообщений: Алматы – Ташкент, Самарканд – Астана, увеличивается парность движения в сообщении Минск – Вильнюс.

Отдельно спикер остановился на проблеме устаревшего парка пассажирских вагонов.

– Доля вагонов, находящихся в эксплуатации более 28 лет в Республике Таджикистан, составляет 80%, в Кыргызстане – 74, в Армении – 70, в Республике Узбекистан – 55%, – рассказал Петр Кучеренко.

Как оказалось, в нынешнем году впервые железнодорожные администрации провели расчет экономической эффективности курсирования поездов в международном сообщении по единому порядку, утвержденному решением 65-го заседания Совета. По итогам 2016 года финансовый результат от организации международных пассажирских перевозок по территориям железнодорожных администраций проследования является положительным, прибыль составила 58 миллионов швейцарских франков.

Экономическая составляющая

Петр Кучеренко обратил внимание участников форума на ряд существенных факторов, ведущих к увеличению расходов от организации международного пассажирского сообщения по дорогам проследования и, как следствие, к снижению их эффективности. Первое – это налог на добавленную стоимость (НДС). Данный показатель составляет до 40% общих расходов по дорогам проследования, и отказ от решения этого вопроса на законодательном уровне ведет к увеличению себестоимости. У дорог проследования и перевозчиков отсутствует возможность его возместить, так как билеты на проезд оформляются и продаются согласно Межгосударственному пассажирскому тарифу без НДС. В то время как у воздушного транспорта в налоговом законодательстве предусмотрены определенные преференции, и при перевозке в международном сообщенииим установлен НДС в размере 0%, также на топливо и горюче-смазочные материалы они освобождены от уплаты акцизов.

Как оказалось, Совет по железнодорожному транспорту выступил с законодательной инициативой по установлению нулевой ставки НДС.

Второе – это накладные затраты, показатель которых составляет30% общих расходов по дорогам проследования. Причем если НДС требует решения на правительственном уровне, то данная проблема зависит от железнодорожников. Безусловно, одной из составляющих эффективности международных пассажирских поездов является оптимизация расходов.

–Надеюсь, что в сегодняшней дискуссии мы найдем определенные направления сохранения международного пассажирского сообщения. Не стоит оставлять без внимания новые, непривычные на первый взгляд, возможности применения на железнодорожном транспорте устоявшихся подходов в конкурентных видах транспорта в рамках общего альянса, код-шеринговых и интерлайн-соглашений, развития пересадочного сообщения с участием различных видов транспорта, внедрения единого проездного документа «от двери до двери», что безусловно скажется на улучшении экономики в целом и станет условием формирования общей маршрутной сети, – сказал Петр Кучеренко.

Аналогичные предложения прозвучали и в докладе заместителя директора департамента пассажирских перевозок отдела ПАО «Украинская железная дорога» (ПАО «Укрзализныця») Олександра Красноштана:

–Развитие международных пассажирских перевозок является приоритетным направлением деятельности ПАО «Укрзализныця». На сегодняшний день работа ведется в трех направлениях: сохранение существующих направлений и рынков, на которых существует сформированный годами пассажиропоток; восстановление ранее утраченных направлений, которые в текущей ситуации являются перспективными, в том числе и сообщение с Республикой Казахстан, и развитие новых направлений.

Здесь же спикер поделился очень успешным проектом –организацией движения поездов ИНТЕРСИТИ+ в сообщении Киев – Перемышль (Республика Польша).

–С 23 декабря 2016 года курсирует одна пара поездов, но возросший пассажиропоток создал определенный дефицит, что подтолкнуло к назначению второй пары поездов в данном направлении с августа 2017 года. Таможенный и пограничный контроль в этих поездах осуществляется в движении, что позволяет сократить время движения минимум на 40 минут, –поделился Александр Красноштан.

Своим видением мероприятий по стимулированию спроса на международные пассажирские перевозки рассказали начальник пассажирской службы  Белорусской железной дороги Александр Захаревичизаместитель директора АО «Литовские железные дороги» ЭгидиюсЛазаускас.

–Главная задача – определить ценности для клиента и соответствовать им. Это и график движения, удобный для пассажира, и возможность перевозки ручной клади и многие другие факторы. Важно сделать пользование услугами железнодорожного транспорта максимально простыми и понятными. В этом нам помогает Интернет-продажа билетов, которую мы внедрили на наших международных направлениях, –сказалдиректор ОАО «РЖД» по пассажирским перевозкам Дмитрий Пегов.

Сервис и комфорт – главное для пассажира

Вторая часть Международного пассажирского форума проходила также в формате «круглый стол». Участники рассуждали над тем, как сделать железнодорожный транспорт более привлекательным для клиентов, пересадив их из самолетов в купе или СВ, а из автобусов – в плацкарт, соответствовать ожиданиям и запросам, при этом получая прибыль.

Вице-президент АО «Пассажирские перевозки» по развитию ЕдигеМаханов рассказал присутствующим о цифровых сервисах для пассажиров, реализуемых в рамках проекта «Цифровая железная дорога». Так, действует автоматизированная система информирования пассажиров, производится трансформация процесса продажи билетов – внедрена технология электронного билетирования, создан мультимедийный развлекательный портал и организован доступ к Интернету.

– Актуальным является вопрос разработки и внедрения автоматизированной системы контроля в пассажирских поездах с функционалом подсчета посадки и высадки, интеграции с системой продажи билетов, видеонаблюдения, контроля в режиме реального времени, ситуационного центра, – обозначил ЕдигеМаханов.

Он отметил, что сейчас прорабатывается техническое задание на организацию автоматизированной системы гибкого регулирования цен на проезд, управления доходностью, которая позволит автоматизировать процесс анализа и выработки решений по повышению доходности, процесс оперативного изменения тарифов и формирования управленческой отчетности в разрезе каждого маршрута.

О создаваемых условиях сервиса и внедряемых технологиях обслуживания пассажиров на вокзалах рассказал начальник Дирекции железнодорожных вокзалов – филиала ОАО «РЖД» Виталий Вотолевский. По его словам, чтобы соответствовать ожиданиям клиентов, необходимо обеспечить несколько критериев: доступность – досягаемость мест целевого посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений, безопасность – отсутствие нанесения ущерба здоровью людей от потенциально и реально существующих угроз, информативность – своевременное получение полноценной и качественной информации разного характера, комфорт и сервис – приспособленность и наличие условий для простого использования услуг и оборудования. При этом нужно ориентироваться на все категории пользователей, будь то физические или юридические лица, а также граждане с ограниченными возможностями передвижения. По его мнению, вокзалы, особенно в крупных городах, должны стать центрами притяжения, куда люди будут приходить не только для приобретения билетов и осуществления поездок, но и за удовлетворением прочих потребностей, получением сервисных услуг. Он подчеркнул важность формирования постояннодействующих коммуникаций с клиентами.

Международным перевозкам быть!

Есть ли необходимость сохранять международные пассажирские перевозки в условиях жесткой конкуренции? По этому поводу выступил заместитель начальника Таджикской железной дорогиУсмонКаландаров. По его мнению, ежегодное сокращение этих перевозок связано с тарифной политикой, повышением цен на перевозки. Курс Швейцарского банка с каждым годом повышается по отношению к национальной валюте – соответственно растут тарифы, поэтому необходимо найти механизм снижения коэффициента индексации к базовому тарифу. Он поблагодарил АО «НК «ҚТЖ» за применение скидочных программ в зависимости от срока продажи билета и предложил рассмотреть возможность предоставления скидок в зависимости от сезонности поездок или при выкупе всего купе. Что касается долгого обслуживания на приграничных станциях (почти сутки), он обратился к руководителям железнодорожных администраций с просьбой рассмотреть возможность снижения сроков, к примеру, за счет упрощенного осмотра при выезде поезда из страны, проводя его более тщательно при въезде.

Комитет организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД) в области пассажирских перевозок осуществляет работу по обеспечению создания необходимых условий для их организации и развития в международном сообщении, в первую очередь – между странами Востока и Запада. По словам секретаря Комитета ОСЖД, члена Комитета от Венгрии АттилыКишша, за последние 10 лет наблюдается постоянная тенденция падения объема перевозок в международном сообщении, сокращения маршрутов пассажирских поездов и беспересадочных вагонов в сообщении Восток – Запад.

– Сложилась неблагоприятная ситуация в организации международного сообщения между Россией, Украиной, Беларусью, Молдовой и Казахстаном и странами западной Европы, –обозначил он многократное сокращение перевозок между одними государствами и полное исчезновение маршрутов  между другими, –говорит он.

Анализ положения дел показывает, что после ликвидации перекрестного субсидирования пассажирских перевозок в ряде стран произошло резкое повышение стоимости проезда в международном сообщении, что значительно снизило количество пассажиров в поездах и, как следствие, их рентабельность. А принимаемые компаниями меры не дают ощутимых результатов, что в итоге заставляет их закрывать нерентабельные маршруты.

АтиллаКишш напомнил, что на 43-й сессии Совещания Министров ОСЖД в 2015 году было принято обращение к правительствам с просьбой поддержать международные пассажирские перевозки. И на состоявшемся в апреле 2017 года в Минске 32 заседании Конференции генеральных директоров железных дорог ОСЖД принята Резолюция КВТ ЕЭК ООН, призывающая правительства стран принять меры по активному привлечению механизмов государственной поддержки международным пассажирским перевозкам. Как видим, проблема требует решения на уровне правительств государств.

– Необходимо определиться: нужно ли нам международное пассажирское сообщение? Комитет ОСЖД считает, что да. Но для этого необходима Программа действий по развитию и поддержке международных пассажирских перевозок, которая охватит настоящий период и заглянет в будущее. В ней должны быть отражены действия госорганов, ведомств, железных дорог и пассажирских компаний. Правительствам необходимо объединиться для решения этих задач и рассмотреть возможность строительства высокоскоростных магистралей с привлечением частных инвестиций.

Подытоживая вторую часть форума, президент АО «Пассажирские перевозки» НурдаулетКилыбай подчеркнул значимость озвученных вопросов и поблагодарил участников за конструктивные предложения. Их представители железнодорожных компаний обсудят подробнее в течение программы форума.

Асель ШАЙХЫНОВА, Рашида МУХАМЕТКАЛИЕВА

You may also like...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Показать кнопки
Скрыть кнопки